В период пандемии потребление электроэнергии в Петербурге сократилось, в Ленобласти же сохранилось на уровне 2019 года. Специалисты связывают это с частичным переездом петербуржцев на самоизоляцию в пригороды и временным замедлением деловой активности. Коронавирус также стимулировал граждан активнее пользоваться электронными сервисами: например, более 95% заявок на техприсоединение к электросетям были поданы в режиме онлайн. Кстати, теперь чтобы заключить договор, потребителю достаточно его оплатить. В День энергетика шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов и генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Андрей Рюмин обсудили влияние пандемии, финансовые итоги компании, особенности обеспечения безопасности в осенне-зимний период, а также модернизацию инфраструктуры в рамках концепции «Цифровая трансформация 2030».
Максим Морозов: Летом Минэнерго сообщило, что потребление электроэнергии в единой энергосистеме России с начала действия режима самоизоляции, а также с учетом температурного фактора, снизилось. На разных этапах от 3% до 5%. В министерстве рассчитывают, что потребление восстановится к концу года. Андрей Валерьевич, как менялись показатели в Петербурге и Ленинградской области, и какие выводы о том, как экономика города и области проходит период коронакризиса позволяют сделать нам данные по потреблению и техприсоединению? Ведь это тоже косвенный признак деловой активности.
О СТАТИСТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Андрей Рюмин: У нас по итогам 11-ти месяцев снижение потребления электроэнергии составило приблизительно около 4% относительно аналогичного периода прошлого года. В основном это влияние противоэпидемиологических мер. И второе, что тоже повлияло на снижение потребления – высокая температура наружного воздуха в первом квартале 2020 года.
Максим Морозов: Простыми словами, стало теплее.
Андрей Рюмин: Да. Первый квартал 2020 года был действительно сильно теплее, чем 2019 года. Но при этом «Россети Ленэнерго» работает на территории двух регионов. Если мы говорим уже о разбивке по регионам, то ситуация нелинейная.
У нас по Санкт-Петербургу снижение 6,5%, а по Ленинградской области – наоборот, снижения мы не видим, у нас объем потребления практически остается на уровне 2019 года.
Но тоже все объяснимо, потому что закрывались в основном промышленные производства и малый и средний бизнес, и очень много людей было отправлено на удаленку, поэтому люди переезжали в Ленинградскую область. У нас
по группе потребителей «население» – идет рост почти 5%. А по прочим потребителям – это промышленность, малый и средний бизнес – у нас минус 7,7%, потребление упало.
Максим Морозов: Расскажите, пожалуйста, об основных финансовых и производственных итогах работы компании «Россети Ленэнерго». Здесь, может быть, с разных сторон – выручка и прибыль в динамике, опять же, на фоне пандемии, на какие цели планируется использовать средства, немножко об инвестпрограмме, средства, которые привлекаются с помощью кредитных линий в том числе.
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ КОМПАНИИ «РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО»
Андрей Рюмин: У нас финансовое состояние по отношению к 2019 году остается стабильным.
Компания обеспечила финансирование всех необходимых работ:
- подготовка инфраструктуры к осенне-зимнему периоду,
- выполнение инвестиционной программы,
- выполнение ремонтной программы.
Все программы выполнены в полном объеме. Мы относительно финансовых результатов можем говорить за девять месяцев, потому что года у нас еще нет – выручка немного опустилась где-то в районе 1% и составляет около 59 млрд. рублей, а что касается чистой прибыли за девять месяцев, то у нас даже рост. Но рост не совсем объективный, потому что основное влияние на рост прибыли за девять месяцев оказали не совсем объективные факторы – это изменения в создаваемых резервах, то есть у нас часть резервов ушла по судам, по другим причинам, и отложенный характер формирования расходов. Поэтому в принципе в четвертом квартале ситуация, думаю, немного изменится, но
мы прогнозируем, что все цифры бизнес-плана в этом году мы должны выполнить.
Что касается кредитов, которые мы берем, они у нас как всегда расходуются на производственно-хозяйственную деятельность, мы финансируем инвестиционные программы. Также это, отчасти, рефинансирование кредитов и займов, которые были взяты в предыдущие периоды.
Максим Морозов: Как раз про производственно-хозяйственную деятельность вас хотел спросить – как в связи с ограничительными мерами изменилась работа «Россетей Ленэнерго» в этот непростой период?
ОБ ИЗМЕНЕНИИ РАБОТЫ КОМПАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Андрей Рюмин: Конечно, пандемия COVID-19 переориентировала работу сетевых компаний на дистанционное облуживание заявителей. После введения всех ограничительных мер
мы полностью перешли, например, на онлайн-взаимодействие с клиентами.
Здесь нам очень сильно помогло то, что мы в течение последних нескольких лет достаточно планомерно к этому шли, и поэтому, я считаю, встретили все эти вызовы очень достойно. У нас процент онлайн-заявок на присоединение к сетям компании в этом году составляет 95%.
Более 95% заявок идет в онлайн.
Также, если мы говорим о том, как компания проходила и проходит все эти периоды – конечно, у нас разработан и реализован план мероприятий. И для безопасной организации работы всего нашего персонала –
все работники обеспечены средствами индивидуальной защиты, разработана карта замещения функций операционно-технического управления, и компания работает с медицинскими учреждениями.
Максим Морозов: Да, организации здравоохранения и компании по производству медицинских материалов.
Андрей Рюмин: Безусловно, это у нас сейчас стоит на первом месте.
Особое внимание мы уделяем именно обеспечению бесперебойного электроснабжения медицинских учреждений.
Регулярно проводятся совместные противоаварийные тренировки с персоналом, который работает в медучреждениях, круглосуточный мониторинг надежности внешних систем электроснабжения данных объектов – на каждом объекте, который принимает пациентов с COVID-19, предусмотрены резервные источники питания. Электроснабжение всех таких объектов находится у нас строго под усиленным контролем.
Максим Морозов: Немного хотел бы о нововведениях поговорить – с 1 июля изменился порядок техприсоединения к электрическим сетям для физических и юридических лиц. Вместо договора сетевая компания сразу направляет заявителю счет. Его оплата становится подтверждением заключения соглашения. Документооборот между заявителем и сетевой организацией переносится в онлайн. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом нововведении.
О НОВОВВЕДЕНИЯХ
Андрей Рюмин: У нас изменения в законодательстве касаются самой массовой категории клиентов компании – это физические лица, которые требуют мощность до 15 кВт, и предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели, которые запрашивают мощность до 150 кВт. И
главное новшество, именно с точки зрения законодательства, состоит в том, что вместо договора о техприсоединении, как было раньше, сетевая компания сейчас направляет заявителю счет. И оплата этого счета является подтверждением заключения этого договора, то есть можно сказать, что счет является офертой, а когда потребитель оплачивает счет, это означает подтверждение заключения данной оферты.
И весь документооборот между заявителем и сетевой организацией сейчас перенесен в онлайн – от подачи заявки на технологическое присоединение до заключения и исполнения договора, все этапы находятся в онлайне.
Я считаю, что это огромный плюс, потому что у нас ушел в прошлое стандартный многостраничный комплект документов, который подписывался. Сроки уменьшены за счет использования интернет-каналов – у нас сейчас нормативный срок выдачи оферты составляет до 10 дней, а средний срок два-три дня. То есть за два-три дня мы договор отправляем. А у заявителя тоже есть определенное количество времени на оплату, это пять дней – то есть если в течение пяти дней заявитель оплатил, значит, все, мы считаем договор заключенным. Если он в течение пяти дней не заплатил, то мы считаем, что заявка на подключение аннулируется. Понятно, что если по каким-то объективным причинам заявитель не оплатил, мы эту процедуру повторяем и все заключается.
Максим Морозов: «Россети Ленэнерго» в числе других компаний группы «Россети» получили паспорт готовности к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов. Расскажите, в чем заключаются актуальные требования Минэнерго, и в целом как проходит подготовка к осеннему и зимнему периоду?
О ПОДГОТОВКЕ К ОСЕННЕМУ И ЗИМНЕМУ ПЕРИОДУ
Андрей Рюмин: Он у нас так и называется, мы его не разделяем на осенний и зимний период, осенне-зимний период – ОЗП.
Все энергетические компании ежегодно проходят экспертный анализ, проверяется выполнение инвестиционной программы компании, ремонтной программы компании, выполнение технического обслуживания средств и диспетчерского управления, и устройств технологической релейной защиты и так далее.
Каждый год перед началом ОЗП Минэнерго либо выдает, либо не выдает паспорт готовности. Там есть определенная шкала, высший индекс этой шкалы – единичка, мы в этом году эту единичку получили, в срок получили паспорт готовности. Если коротко про цифры, то
наша компания в рамках ремонтной программы провела ремонт, к примеру, около 4 тыс. воздушных линий, у нас более 2 тыс. трансформаторных подстанций были отремонтированы. Также расчистили более 3,5 тыс. га просек, неизолированный провод на самонесущий изолированный поменяли более 1 тыс. км.
Максим Морозов: Я как раз хотел спросить, за счет чего удается снижать аварийность.
Андрей Рюмин: Однозначно сказать нельзя, потому что, например, если мы говорим про город и про область, тут разные вещи. Но я считаю, что в области
аварийность снижается в первую очередь за счет расчистки и расширения просек, и как раз замены неизолированного провода на самонесущий изолированный, как мы его называем, СИП.
Это, наверное, самое эффективное. В городе же, я думаю, это
реконструкция подстанций, потому что все-таки природные катаклизмы меньше влияют на коммуникации, которые находятся в земле.
Поскольку в области практически все исполнение воздушное, то в области нужно в первую очередь этим заниматься. В городе, наверное, все-таки эффективнее – это резервирование, то есть строительство дополнительных и новых питающих центров, и в том числе реконструкция существующих центров питания.
Максим Морозов: Традиционный вопрос о планах компании «Россети Ленэнерго» на следующий год. Как они соотносятся с задачами, которые поставлены в концепции «Цифровая трансформация 2030»?
О ПЛАНАХ НА 2021 ГОД
Андрей Рюмин:
Основных задач две:
- надежное электроснабжение
- вовремя и в срок подключение новых потребителей.
Безусловно, приоритетом для нас является сохранение стабильных финансовых результатов и выполнение всех утвержденных экономических показателей.
В следующем году мы планируем реализовать:
- Пилотные проекты на базе нескольких районов Петербурга, это Выборгский и Калининский районы. У нас идет модернизация, мы переводим северный район электрических сетей в цифровое исполнение,
- Это и модернизация сетей Петроградского района, Колпинского района,
- Это и строительство новых центров питания, современных, цифровых, и частичная реконструкция на подстанциях 35-110 киловольт.
Планов много, надеемся, что всем им удастся сбыться.
Максим Морозов: Наше интервью выходит 22 декабря, в День энергетика. Со своей стороны поздравляем вас с профессиональным праздником. Что бы вы пожелали своим коллегам?
Андрей Рюмин: Большое вам спасибо за поздравление. Я бы хотел от души поздравить всех энергетиков с профессиональным праздником, пожелать безаварийной надежной работы. Пусть всегда рядом с нами будут те, на кого мы можем положиться – это команда единомышленников и верных коллег. И пусть адаптация к новой реальности для нас будет стимулом для дальнейшего профессионального роста и развития. Также хотел бы всем пожелать крепкого здоровья и удачи!