Максим Тихонов: Анастасия, как в динамике меняется востребованность сервисов по дистанционной продаже лекарств, и чем можно объяснить статистику?
Анастасия Хрисанфова:
Популярность дистанционной торговли растёт с момента, когда была разрешена доставка безрецептурных препаратов весной 2020 года.
В 2022 году за 9 месяцев Сбер ЕАПТЕКА выросла на 83% по сравнению с прошлым годом. Это быстрее всего аптечного рынка. В целом, мы видим, что россияне привыкли делать покупки онлайн, а интернет-аптеки выбирают, потому что у них есть большой ассортимент, удобный поиск по лекарствам, выгодные акции и предложения.
Максим Тихонов: Данные по покупкам препаратов косвенно свидетельствуют о состоянии здоровья покупателей. Учитывая охват ЕАПТЕКИ, о каких тенденция в здоровье можно говорить, если проанализировать основные покупки?
Анастасия Хрисанфова: Мы замечаем сезонные тренды, которые связаны с изменением погодных условий и изменениями в эпидемиологической ситуации. В начале осени и весны растут продажи простудных средств, а конце весны и в начале лета — средства от аллергии набирают обороты продаж. Есть и небольшие внесезонные тренды, к примеру, в последние годы россияне чаще покупают антиникотиновые средства, биологически активные добавки, и в особенности витамин D.
В целом, мы видим, что всё больше россиян задумываются о важности заботы о своём здоровье и фокусируются не только на лечении, но и на поддержке здорового образа жизни.
Максим Тихонов: На 1 марта 2023 намечен запуск эксперимента по интернет-реализации рецептурных препаратов. Как бы вы оценили предстоящий пилот и какие ещё варианты развития онлайн-аптек кажутся вам наиболее принципиальными?
Анастасия Хрисанфова: Запуск эксперимента по интернет-реализации рецептурных препаратов — это важное событие для многих клиентов и для рынка в целом. Эксперимент позволит нам доставлять лекарства людям с ограниченными возможностями, а если вы болеете, вам не нужно будет идти в оффлайн-аптеку и вы сможете заказать необходимые лекарства на дом. На наш взгляд, эксперимент станет ещё одним стимулом для развития онлайн-продажи лекарств в России. На сегодня доля онлайн-продаж на фармацевтическом рынке составляет 11,4%, и это при том, что рецептурные препараты можно получить только самовывозом из аптек. Мы понимаем, что с развитием эксперимента мы сможем наращивать эту долю и делать лекарства для наших клиентов по всей стране более доступными. Другой вариант развития интернет-аптек — это развитие собственных брендов лекарственных препаратов, витаминов и БАДов.
Мы начали запускать наши первые собственные бренды в конце 2021 года, сегодня у нас в портфолио уже 16 торговых марок и более 100 наименований товаров. Это лекарственные препараты и товары для здоровья по доступной цене, они помогают расширить ассортимент для наших клиентов.