ЦБ 03.12
$107.18
112.80
ММВБ 03.12
$
<
BRENT 03.12
$71.74
7689
RTS 03.12
760.32
Telega_Mob

АЛЕКСАНДР РОМАНЕНКО: О рынке недвижимости, конкуренции и цифровых сервисах

Интервью с президентом корпорации «Адвекс. Недвижимость» Александром Романенко.

Фото: «Адвекс. Недвижимость»

Подорожание строительных материалов, продолжение выплат маткапитала, расширение условий «Семейной ипотеки», льготные кредиты в ИЖС и рост цен на недвижимость. Таковы топ-5 событий 2021 года в жилищной сфере, которые назвали россияне в совместном опросе ВЦИОМ и ДОМ.РФ. О том, как менялся спрос на жильё, в чём заключается влияние коронакризиса на риэлторский бизнес, и какие цифровые сервисы позволяют агентствам конкурировать на рынке – в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с президентом корпорации «Адвекс. Недвижимость» Александром Романенко.

Максим Морозов: В студии Максим Морозов. Я рад приветствовать президента корпорации «Адвекс. Недвижимость» Александра Романенко. Александр, здравствуйте!

Александр Романенко: Добрый день!

Максим Морозов: Мы подводим итоги года и, конечно, если в студии Александр Романенко, то речь пойдёт о недвижимости, о риэлтерском бизнесе. Как пандемия Covid-19 за эти полтора-два года со всеми ограничениями повлияла на риэлторский бизнес? Насколько ваш бизнес оказался в зависимости от пандемии, и как пришлось трансформировать бизнес-модель?

Александр Романенко: Людям, которые работают в недвижимости: строителям и риэлторам, повезло по сравнению с другими профессиями, потому что за это время обороты в недвижимости выросли, и цены выросли, и количество сделок выросло. Сильные стали ещё сильнее, а слабые чаще всего уходили с рынка.

По отношению к количеству сделок нам удалось сохранить свою долю на рынке, и выросла эффективность компании за счёт того, что выросли цены.

Максим Морозов: Если сравнить первичный и вторичный рынок?

Александр Романенко: Здесь очень интересная тенденция. За эти два года доля первичного рынка выросла ещё больше. Если раньше она составляла 25%, то сейчас в некоторые месяцы поднимается до 40%. Колоссальную роль в этом сыграла государственная поддержка ипотеки, плюс к этому – инфляция. Денежная масса должна где-то оседать. И оседает она в первую очередь на рынке недвижимости. Но есть опасность, связанная с тем, что в зависимости от того как будет развиваться экономика, люди могут начать терять работу и заработок. Тогда, конечно, количество невозвратных кредитов вырастет. Вопрос связан с тем, как с этим справятся банки.

Максим Морозов: Если говорить о плюсах, то некоторые плюсы от пандемийных ограничений всё-таки были. Например, диджитализация, развитие цифровых сервисов. Какие были особенности развития этих каналов в сфере недвижимости? Всё шло семимильными шагами.

Александр Романенко: Действительно, всё шло очень быстро. Все стали сразу переходить на удалёнку, внедрять новые сервисы. «Адвекс», естественно, тоже идёт в фарватере рынка. Мы полностью перешли на удалённый формат работы в то время и сейчас продолжаем во многом его использовать. Мы создали новую программу диджитализации «Адвекс-партнёр», которая позволяет любому агенту работать практически без офиса. Любую информацию агент может получить по ходу сделки, может открыть сделку через смартфон, может закрыть сделку через смартфон. Это очень удобно. Клиент сегодня может вообще не приезжать в офис. Другое дело, что я не рекомендую проводить сделки по недвижимости удалённо. Как минимум, первая встреча должна быть с агентом, в офисе. Я считаю, что листинговый договор нужно подписывать офлайн. Но всё, что дальше по сделке, действительно, можно делать удалённо. Это колоссальный плюс, это ускоряет проведение сделки и делает процесс очень удобным, в особенности для людей молодого поколения.

Максим Морозов: Как трансформируется рынок в связи с тем, что банки создают свои экосистемы целые направления внутри банков, которые занимаются продажей недвижимости.

Александр Романенко: Складывается достаточно эффективная система работы риэлторских компаний и банков. Банки говорят: «Мы не конкуренты, мы помогаем клиентам совершать сделки более быстрые».

Максим Морозов: Ой ли.

Александр Романенко: Сейчас скажу. В общем это касается большинства банков, но у нас есть один лидирующий банк.

Максим Морозов: Другие подтягиваются за лидером.

Александр Романенко: Он развивает экосистему и создает удобные сервисы, но это касается, подчёркиваю, первичного рынка. Потому что если человек адекватный, в здравом уме, то я бы на его месте никогда не покупал недвижимость удалённо. Это просто ошибка, нельзя этого делать. Невозможно всю информацию по объекту недвижимости получить удалённо.

Что касается первичного рынка, долевого строительства, то здесь всё-таки намного меньше факторов, которые влияют, хотя они тоже есть. Но можно больше информации получить в электронном виде, и уже в этом смысле банки начинают в определённой степени конкурировать с агентствами недвижимости. Но всё-таки я считаю, что в ближайшие несколько лет эта конкуренция не приведёт к сильному оттоку бизнеса от агентств.

Максим Морозов: Не совсем честная конкуренция, на мой взгляд.

Александр Романенко: В цивилизованных странах просто-напросто есть законы. Если возьмём, например, США и Канаду, то там есть закон, который запрещает банкам заниматься риэлторской деятельностью.

Конечно, если мы коснёмся таких секторов, как коммерческая недвижимость, элитная недвижимость и недвижимость бизнес-класса, то я убеждён, что без риэлторов здесь никак не обойтись.

Максим Морозов: Чтобы резюмировать эту тему. Каковы сейчас конкурентные преимущества классического, универсального агентства недвижимость? Конкурентные преимущества внутри рынка других классических агентств и относительно новых игроков – банков?

Александр Романенко: Если возьмём «Адвекс», то это классическое агентство, мы почти 30 лет на рынке и за 30 лет у нас нет ни одного пострадавшего клиента, а это больше 100 тысяч сделок. Мы несём ответственность за сделки. Есть бренд и есть доверие, а это очень важные факторы. Мы очень много внимания уделяем образованию, у нас очень хорошая программа повышения квалификации, мы постоянно приглашаем специалистов рынка недвижимости со всей России, которые ведут эти программы.

Максим Морозов: Александр, спасибо большое!

Александр Романенко: Вам огромное спасибо. С наступающим!

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Большой дискурс идёт сейчас вокруг эстетики, культуры, искусства и их вписывания в предпринимательский контекст. С одной стороны, понятно, что «АРТ» нужно…
Интервью с директором Центра развития и поддержки предпринимательства Львом Кузнецовым.
Гость программы – директор ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов.
Клиника эстетической медицины ForMe – новый центр пластической хирургии, косметологии и флебологии премиум-класса в историческом центре Петербурга. В штате…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.