Максим Тихонов: Какие требования сегодня предъявляет клиент к жилью бизнес класса? Изменились ли предпочтения за последнее время?
Михаил Гущин: Мне кажется, требования к жилью бизнес класса не поменялись за последние 40, 50 или, может быть, даже 150 лет.
Люди хотят безопасности, они хотят уверенности, они хотят, чтобы было красиво, хотят чувствовать удовольствие от проживания в том месте, где они находятся.
Если мы говорим о более распространённых требованиях, более твёрдых, то во-первых, это локация. Это может быть центр города, это могут быть районы промышленного пояса, которые активно редевелопируются, или самое лучшее место в том районе, где ты сейчас живёшь, например, это север города рядом с парком или лучше в парке. На самом деле для людей всегда очень важно отсутствие шума. Мы реализовывали достаточно много проектов, и мы видим, что люди могут мириться со многим, но для бизнес-класса, для проектов элитной недвижимости, шум становится фактором, который не даёт им совершить покупку в том или ином месте. Шум, транспорт, грязь, близость к магистралям — это, наверное, самое негативное. С точки зрения качества продукта — это, безусловно, очень высокий уровень архитектуры, это высокий уровень отделки, это сервисная инфраструктура, которая должна быть в доме. Вообще, уровень опыта и насмотренности клиентов сейчас достаточно высокий. Клиенты, которые покупают бизнес-класс, элитные проекты, они много что видели, они хотят такие проекты. Наверное, ещё один интересный тренд — мы все больше видим, что клиенты хотели бы получить дом с полной отделкой.
Максим Тихонов: А если мы говорим о пандемии, то какую роль она сыграла в предпочтении клиентов?
Михаил Гущин: Мне кажется, до пандемии мы уже в какой-то момент стали жить в такой философии, когда дом — это место, где ты спишь. Пандемия это очень сильно поменяла, потому что дом опять стал семейным гнездом. Дом стал местом, где ты проводишь очень много времени, нравится тебе это или нет.
Ценность дома, квартиры, места, где ты живёшь, сильно выросла.
У нас появились зелёные комнаты для медитации прямо во дворе, где ты можешь побыть наедине с природой. Мы стали уделять ещё больше внимания именно ландшафтному дизайну, чтобы каждый дворик дома стал таким зелёным пространством, где ты отдыхаешь, проводишь время. У нас появилась сервисная инфраструктура, то есть это коворкинги в проекте, где ты можешь спокойно поработать, это комнаты для переговоров. И это, кстати, одна из наиболее востребованных опций в домах, они постоянно заняты, там сидят люди, общаются. Мы стали делать небольшие спортивные залы, потому что человеку нет необходимости куда-то ехать или просто находиться там, где есть потенциальная опасность. Тут всегда есть баланс, никто не хочет платить большие коммунальные платежи за содержание такой инфраструктуры, поэтому она должна быть необходимой и достаточной.
Максим Тихонов: А на что вообще сегодня обращают внимание девелоперы при планировании инфраструктуры в конкретном проекте, раз уж мы об этом заговорили?
Михаил Гущин: Во-первых, это размер проекта. Вторая очень важная история, которой часто пренебрегают — это логистика. Мы на самом деле используем достаточно продвинутые решения, основанные на искусственном интеллекте, которые позволяют прогнозировать потоки людей в будущем, потому что это позволяет оптимальным образом проектировать как ландшафтный дизайн, так и инфраструктуру, чтобы люди не совершали лишних движений.
На самом деле ещё очень важный фактор — это коммерческие помещения, потому что в любом случае есть, вспоминая Адама Смита, «невидимая рука рынка», и кроме инфраструктуры, которую ты делаешь в доме, вся остальная инфраструктура формируется рынком.
В коммерческом помещении и располагаются те операторы, которые действительно нужны людям, потому что, если они не нужны, они быстро закрываются.
Максим Тихонов: А в свете роста конкуренции, насколько важна оригинальность наполнения проекта, чтобы не как у всех? И готовы ли клиенты дополнительно платить за некие эксклюзивные предложения?
Михаил Гущин: На мой взгляд, всегда надо разделять эксклюзивность на момент продажи и думать о том, как это потом будет работать. Потому что то, что ты пообещал клиенту, должно работать не только в момент создания рекламного буклета, но и жить потом в проекте 5-10 лет, потому что даже если дом из 1000 квартир, в нём 5 человек будут ждать что-то, что требует постоянного оператора: детские клубы или бассейны… В этом плане у нас есть сад камней, у нас есть детские площадки необычные, есть инфраструктура, про которую я уже сказал, но мы стараемся все-таки не делать то, что не жизнеспособно, просто для того, чтобы это красиво выглядело в рекламе.