Татьяна Копылова: Михаил, давайте поговорим о том, как выбрать жильё, которое не устареет. Как же меняется у девелоперов подход к созданию своего продукта в связи с той ситуацией в экономике, которая сейчас сложилась? Речь, в частности, про импортозамещение и уход различных западных стандартов…
Михаил Гущин: У девелоперов всегда есть два пути. Первый — строить дешевле, проще, но при этом полностью стараться уложиться в экономику проекта, предлагать максимально дешёвый продукт. Либо стараться делать то, что понравится людям, и что они оценят и будут ценить ещё долгие годы. Мы всегда выбираем второй путь.
Мы понимаем, что на самом деле около 80% себестоимости лежит не в области каких-то финишных решений, не в области отделки фасадов, а в том, что тяжело увидеть конечному клиенту, то есть, в области эргономики, в области работы с проектом.
При этом ухудшать потребительские характеристики мы точно не хотим и не будем этого делать, потому что считаем, что те дома, которые мы создаём, найдут своего клиента всегда.
Татьяна Копылова: И, все-таки, раскройте профессиональный секрет. Как же в нынешних условиях спроектировать и построить то, что будет востребовано спустя годы, с учётом того, что сейчас горизонт планирования максимально узок? Это касается и элитных проектов, и условного класса «комфорт».
Михаил Гущин: Недвижимость и жилое строительство — это та отрасль, в которой ты мыслишь проектом сроком 5 лет, иногда 7 лет. Какой бы сейчас ни был горизонт, мы всё равно должны думать на 5 лет вперёд. Поэтому мы продолжаем делать то, что мы делаем хорошо: отбирать лучших архитекторов, смотреть лучшие места под строительство в городе и верить в то, что рынок по-прежнему будет интересен. Я действительно верю в то, что и Петербург, и Москва, и, наверное, Сочи — это центры притяжения огромной страны, огромного количества людей, которые будут ими интересоваться, несмотря ни на что, это во-первых. Во-вторых, надо делать то, что действительно считается произведением искусства. Мы по-прежнему восхищаемся тем, что делали в начале ХХ века или в XVII веке, несмотря на то, что, казалось бы, все поменялось. Горизонт планирования тогда для людей, находящихся в условиях то чумы, то войны, был очень небольшой. Поэтому мы считаем, что надо по-прежнему создавать произведения искусства, делать из каждого дома событие. Это наш путь.
Татьяна Копылова: Что можно посоветовать потенциальным покупателям недвижимости при выборе квартиры прямо сейчас?
Михаил Гущин: На мой взгляд, надо быть ещё более аккуратными, быть ещё более внимательными, потому что в условиях галопирующего рынка, которые мы видели последние 3-4 года, все привыкли к тому, что стоимость недвижимости постоянно растёт.
Более того, я искренне верю, что после окончания периода «турбулентности» мы увидим плавное возвращение к ценовым параметрам и последующее увеличение ликвидности жилья. Но сейчас нужно очень аккуратно выбирать.
Не надо уходить далеко от пределов КАД, надо смотреть на то, сколько лет девелопер работает на рынке, что он создаёт. Оптимально всегда — поездить по трём-четырём вариантам, посмотреть, что уже построено, насколько ожидание соответствует реальности. На самом деле, это советы от Капитана Очевидность, но я надеюсь, что большинство им следует. Просто в последние годы все привыкли совершать какое-то действие, думая о том, что последующий рост рынка закроет все ошибки. Этого сейчас не будет.
Татьяна Копылова: Все-таки, если чуть-чуть углубиться в конкретику, на что же нужно обращать внимание сейчас в первую очередь? И наверняка ведь есть какие-то моменты, нюансы, которые гораздо менее важны?
Михаил Гущин: Я могу, наверное, поделиться своим опытом инвестора, в том числе, в жилую недвижимость.
Когда я только выбираю что-то на рынке, подразумевая, что там будут жить мои дети, я всегда ориентируюсь на ограниченность предложения. То есть, это уже застроенный район, он находится в хорошем месте, сравнительно недалеко от точек притяжения, причём это не обязательно центр города.
Это могут быть совершенно разные районы, например, последняя очередь в большом освоенном микрорайоне, такое тоже бывает. Я понимаю, что это хорошее предложение, потому что больше здесь не будет ничего построено, и это точно будет привлекательная история. Второе, на что я смотрю — это опыт девелопера и тот продукт, который он создаёт. Всегда надо ехать на место, всегда надо смотреть. Есть такая известная зарубежная книга по недвижимости «Place! Place! Place!». То есть, место — это то, что всегда даёт недвижимости дополнительное преимущество. В-третьих, всегда важно, кто это делает: от людей, которые работают в той или иной компании, до подхода. Ты можешь быть уверенным в том, что они к тебе будут относиться очень внимательно, аккуратно, причём на всех этапах, а не только продав тебе что-то и забыв про это.