Максим Морозов: Создавать девелоперский проект, когда в нём есть объекты культурного наследия либо исторические постройки, — вызов и с психологической, и с профессиональной точек зрения. Такой микс истории и современности.
Эдуард Тиктинский: Это интересная задача. Благородная. На самом деле, я думаю, мы из застройщиков больше всех в городе восстановили объектов культурного наследия. У нас что не проект в центре города, то объект культурного наследия. Конечно, приятно смотреть на то, что остаётся после того, как проект закончен.
Очень интересно обеспечить перекличку новой архитектуры, вновь построенных корпусов с историческими объектами.
Сейчас мы заканчиваем реконструкцию Левашовского хлебозавода, капитальный ремонт, жилой проект — Futurist — рядом уже построен. Я думаю, что к лету можно будет увидеть результаты, сравнить их с буклетами, увидеть общественное пространство, благоустроенную территорию.
Максим Морозов: Можете в двух словах рассказать о концепции? Что увидят горожане?
Эдуард Тиктинский: Сложно описывать словами.
Максим Морозов: Хотя бы функционал.
Эдуард Тиктинский: На Левашовском хлебозаводе будет культурно-деловое пространство. В нём будет блокадный мемориал — память о прошлом хлебозавода, большой многофункциональный зал с высоким потолком, выставочная зона, а также офисы. Предусмотрена красивая прогулочная территория, которая откроется после всех шиномонтажей и того ужаса, который царил вокруг Левашовского хлебозавода, когда объект был уже буквально еле жив. Тогда нам пытались не дать его реконструировать, пытались сказать, что решать надо как-то по-другому, нельзя строить новое рядом. Но в таком случае сейчас бы объекта уже точно не было.
Максим Морозов: Он бы руинировался.
Эдуард Тиктинский: Да, и дискуссия бы на этом закончилась. В целом, с каждым объектом RBI становится всё легче и легче. Люди видят, как мы работаем с объектами культурного наследия, и им сложнее в нас бросить камень и сказать, что мы что-то испортили.
Максим Морозов: Если рассматривать вашу концепцию «Девелопмент как искусство», что это даёт для вас, для управленца, для команды, для компании — уже примерно понятно. А для покупателя?
Эдуард Тиктинский: Скажу коротко, что для команды это предмет гордости. Мы очень любим своё дело, с удовольствием возим на объекты детей и внуков, устраиваем экскурсии для девелоперов из других городов, для банкиров, которые финансируют наши проекты. Показываем, что мы делаем. А для клиентов это качество, продуманность каждой детали, эстетическое наслаждение и рост цены со временем. Всё-таки это не только потребление, это ещё и инвестиция.
Максим Морозов: Вопрос по поводу отношения. Мы с вами затронули тему, что это всегда достаточно субъективная история. Плюс ко всему, от стадии проектирования, разработки концепции до реализации, когда переданы ключи, проходит некоторое количество лет. Могут поменяться взгляды, модные течения. В любом случае, восприятие искусства достаточно субъективно, плюс, накладываются ещё технологии, которые со временем устаревают. Как это предусмотреть, когда проект сложный, дорогой и красивый?
Эдуард Тиктинский: Нужно делать хорошую архитектуру и хороший дизайн, то есть не надо гнаться за модой, надо делать вещи со вкусом.
Хорошая архитектура и хороший дизайн не выходят из моды, потому что они и не были в моде. Просто это то, от чего ты не устаёшь.
Ведь если взять остро модные вещи, от них же устаёшь. Кажется, что здорово, но представь, что каждый день ты спускаешься в холл, и там что-то остро модное. Ты можешь радоваться какое-то время, но твои эмоции изменятся через несколько месяцев или несколько лет.
Максим Морозов: Или восприятие твоих детей, другого поколения.
Эдуард Тиктинский: Конечно, да. Нужно делать вещи со вкусом. Для этого брать классных специалистов, самим увеличивать свою насмотренность и быть квалифицированными заказчиками.
Максим Морозов: В чём заключаются запросы потенциальных инвесторов и клиентов: и на технологическую составляющую, на начинку комплекса, и на насыщенность её предметами искусства?
Эдуард Тиктинский: Уверен, что, в первую очередь, это хорошее строительное качество. Это хороший сервис, когда с людьми взаимодействуют тогда, когда им удобно и где им удобно, когда их своевременно информируют.
Что люди хотят базово — понятно. Но наша миссия — воспитывать вкус людей.