Пандемия наложила свой отпечаток и на крупные инфраструктурные проекты. Часть из них развивают в Петербурге. Речь, например, идет о строительстве развязок ЗСД или возведении нового терминала в аэропорту Пулково. Реализацию ранее заявленных планов в сегодняшних реалиях обозреватель Business FM Санкт-Петербург Максим Тихонов обсудил с руководителем «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Олегом Панкратовым.
Максим Тихонов: Как холдинг перестроил свою работу в связи с пандемией, какие процессы пришлось трансформировать по вашему направлению?
Олег Панкратов: Группа ВТБ является крупнейшим в России инвестором в инфраструктуру, причем не только кредитором проектов, но и именно инвестором, то есть владельцем крупных проектов. Эти проекты в аэропортовой отрасли, платных дорогах, также в области портовых терминалов и в области логистики. Безусловно, текущая ситуация на нас повлияла, все наши проекты являются предприятиями непрерывной деятельности, то есть остановить их деятельность нельзя, но, тем не менее, в связи с пандемией, конечно, предприняты серьезнейшие шаги. То есть что касается офисных сотрудников, то они максимально переведены на удаленный режим работы, а что касается сотрудников, которые не могут быть переведены на удаленный режим работы – соответственно, они соблюдают санитарные нормы, кое-какие бизнес-процессы перенастраиваем, какие-то бизнес-процессы упрощаем, но в общем и целом могу сказать, что работа всех наших предприятий непрерывного цикла продолжается, от аэропортов до морских терминалов, все 12 компаний продолжают работать.
Максим Тихонов: Как сейчас выстраивается диалог со строительной отраслью, которая на этапе восстановления экономики должна стать одним из локомотивов роста?
Олег Панкратов: Наша группа, группа ВТБ и «ВТБ Инфраструктурный холдинг» являются лидером на сегодняшний день в Российской Федерации по количеству инвестиций, по общему объему инвестиций в российскую инфраструктуру, и, в общем-то, этот процесс инвестирования мы не остановили. Мы продолжаем рассматривать новые проекты, мы смотрим на такие крупные дорожные проекты, как, например, дорога «Москва-Казань» или, что касается Санкт-Петербурга, это развязка ЗСД с Витебским проспектом. В общем, это серьезные и крупные, многомиллиардные проекты. Безусловно, очень большой вопрос, каким образом это будет строиться – не секрет, что в последние годы гораздо меньше у нас стало строительных компаний, были крупные банкротства. Но, тем не менее, на сегодняшний день, в общем, строительные мощности присутствуют, крупные строительные компании проявляют заинтересованность. Например, по Витебской развязке мы сейчас ведем консультацию с более чем 10-ю строительными компаниями, как российскими, так и зарубежными по возможной реализации этого проекта. Поэтому, в принципе, в общем и целом диалог со строительной отраслью конструктивный. Проблемы изначально были, особенно в ситуации, когда есть вахтовый метод – как заменить рабочих на вахте, закрытие границ тоже повлияло, потому что не секрет, что используется рабочая сила, в том числе, из стран СНГ. Но, тем не менее, на сегодняшний день достаточно в России мощностей, техники, рабочей силы, чтобы поддержать основные стройки. Во всяком случае, то, что мы видим в инфраструктуре.
Максим Тихонов: Раз уж заговорили о дорожной отрасли, хотелось бы также поговорить о долгосрочных планах, в частности, когда, например, появится новая развязка ЗСД в районе Шкиперского протока, конкурс на которую весной собирались объявлять?
Олег Панкратов: По Шкиперскому протоку, действительно, мы являемся крупнейшим акционером компании «Магистраль Северной столицы», которая работает по соглашению о государственно-частном партнерстве с правительством Санкт-Петербурга и является оператором Западного скоростного диаметра. Соглашение предусматривает, что развитие дороги, то есть строительство новых развязок, осуществляется по договоренности сторон. То есть стороны договариваются, каким образом будут финансироваться новые развязки, и кто будет отвечать за их строительство. Вот, в частности, за Шкиперский проток договоренность была достигнута, что за его строительство будет отвечать город. Поэтому, в принципе, это не совсем к нам вопрос, но я уверен, что все развязки – я уже говорил про Витебскую развязку, которая является очень серьезной инвестицией – мы говорим о порядка 30 млрд рублей инвестиций – вот в этой ситуации, как раз, ответственность за нее предполагается возложить на нас, на «Магистраль Северной столицы», и мы, безусловно, очень серьезно к этому подходим. Думаю, что в этом году процесс строительства по Витебской развязке будет запущен.
Максим Тихонов: Ранее президент заявлял о целевой поддержке российских авиакомпаний, не в простом положении оказались и аэропорты, в том числе и Пулково. Ранее ВТБ анонсировал строительство нового терминала – насколько этот проект в новых реалиях еще актуален, учитывая, что в ближайшие годы пассажиропоток может и не восстановиться в тех объемах, в которых планировался.
Олег Панкратов: Да, действительно, вы правы, мы довольно серьезно сейчас продвинулись с работой по так называемому мастер-планированию. Мастер-планирование – это некий очень серьезный документ, который говорит о развитии аэропорта на ближайшие пять лет. Этот документ согласовывается с городом, с исполнительной властью. Сейчас работа по мастер-плану на завершающей стадии. В нем, в частности, будет предложено, где именно мы будем строить, каким образом мы будем развивать дальше аэропорт. Действительно, не секрет, что речь шла об очень серьезных новых инвестициях, которые участники консорциума готовы делать, но надо понимать, что мастер-план – это, безусловно, первый и очень важный шаг, после этого будет этап проектирования, согласования с городом, согласования с архитекторами. Только после этого мы бы начинали приступать к строительству. Естественно, мы эти процессы не останавливаем, то есть мастер-планирование продолжается. Мы ведем кое-какие предпроектные работы с тем, чтобы после выхода из текущей ситуации, когда авиасообщение начнет восстанавливаться, чтобы мы могли в спокойном режиме согласовать мастер-план с городом, после чего приступить спокойно к проектированию. Наверное, сейчас говорить преждевременно о том, что каким-то образом мы наши планы будем менять, безусловно, будем смотреть за ситуацией, много сейчас дебатов, каким образом произойдет выход из кризиса, будет ли это долгосрочный какой-то кризис, который займет какое-то время, будет ли это быстрое возвращение к предыдущей реальности – я бы, наверное, на эту тему спекулировать не хотел, будем смотреть. Все члены международного консорциума остаются заинтересованы в дальнейшем развитии аэропорта, в дальнейшем развитии терминалов, поэтому я уверен, что дальнейшее развитие будет. Каким, когда нужно начинать строительство – я думаю, покажут дальнейшие события.
Максим Тихонов: Большая нагрузка сейчас также ложится на логистическую сферу – какая поддержка со стороны финансовых организаций необходима логистическим центрам?
Олег Панкратов: В сфере логистики у нас есть инвестиции – это совместное предприятие с «Почтой России», которое занимается строительством почтовых логистических центров по всей России, это ОАО «Национальные логистические технологии», которое мы анонсировали, по-моему, 1,5 года назад. Оно успешно ведет строительство, один уже из логистических центров практически завершен в Новосибирске, очень крупный логистический центр, так называемый центр первого уровня. Кстати говоря, тоже хороший пример ситуации, где строительство продолжается, несмотря на пандемию. В любом случае, мы это сотрудничество продолжаем, мы планы строительства не меняем, то есть как финансовая организация, мы полностью готовы обеспечить необходимое «Почте России» финансирование под эти проекты, я уверен, что они будут завершены успешно.
Максим Тихонов: Если говорить как раз про совместный проект с «Почтой России», ранее планировалось по нему развивать еще и диалог с китайскими партнерами. Насколько эти планы еще актуальны?
Олег Панкратов: Мы продолжаем работать с китайскими партнерами, ну а что касается самих бизнес-взаимоотношений, о которых говорила «Почта России», я думаю, тут правильно спросить «Почту России», наверное, мне не совсем корректно это комментировать. Что касается использования китайских строительных мощностей, поставки китайского оборудования, то все это очень активно используется, и, действительно, это сотрудничество продолжается, несмотря на сложности, которые были в Китае. В общем, нашли возможности, в том числе я говорил о центре в Новосибирске, он во многом – не полностью, но там довольно много оборудования поставлено из Китая. Подрядчик на оборудовании тоже был из Китая, в общем, сотрудничество с китайскими компаниями продолжается и последние события на него, безусловно, повлияли, но точно его не отменили.
Максим Тихонов: Что же, Олег, спасибо за беседу.
Олег Панкратов: Спасибо вам большое.