Три вопроса проректору по экономике и развитию Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова Кириллу Коноплёву:
Как в связи с пандемией и санитарными ограничениями вузы корректируют свою экономическую и финансовую политику?
Самой острой проблемой стала экстренная мобилизация дополнительных финансовых ресурсов. Переход на систему дистанционного обучения потребовал расходов на оперативное развёртывание систем, которые обеспечивали бы качественную передачу информации. В связи с этим в 2020-2021 годах отмечался существенный рост непредвиденных расходов. Возвращение домой значительного числа региональных студентов потребовало от вузов не только оперативного информирования, но и оказания материальной помощи в приобретении билетов. Введение режима самоизоляции для тех, кто остался в общежитиях, тоже потребовало дополнительных организационных и финансовых ресурсов. В целом, пандемия коронавируса дала университетам возможность для пересмотра принципов организации обучения. Многие пришли к выводу, что будущее вузов за широким использованием информационных технологий и осуществлением совместной деятельности преподавателями и студентами в очной форме.
В чем на практике заключается различие в управлении экономическим блоком государственного и частного университета?
Если у государственных вузов есть возможность использования механизмов и бюджетного, и внебюджетного финансирования, то деятельность негосударственных вузов сопряжена с более значительными рисками. Принятие федеральных законов, 174-ФЗ, 175-ФЗ, об автономных учреждениях и внесение изменений в законодательные акты ещё больше актуализировали вопросы, связанные с управлением рисками в образовательных учреждениях. Поскольку усиление их самостоятельности и независимости влечёт за собой влечёт увеличение управленческих и финансовых рисков за неправильно принятые решения. Если в деятельности государственных вузов присутствуют допустимые риски, то критические, наверное, исключены. На мой взгляд, если учебное заведение грамотно выстраивает свою внебюджетную политику, у него появляются дополнительные финансовые возможности. Государственные вузы имеют дополнительные возможности по целевому финансированию в части привлечения субсидий, в том числе и для закупки IT-оборудования, которое могло бы быть использовано для дистанционного обучения.
В чем заключаются особенности цифровой трансформации, в том числе экономического блока высших учебных заведений?
К особенностям цифровой трансформации можно отнести, например, расширение цифровизации процедур поступления. Абитуриенты получили возможность подать документы, не выходя из дома. Цифровое образование позволяет преподавателям охватить гораздо большее число студентов по сравнению с очными курсами. Это и видеоформат и формат презентации, живая речь педагога, и в то же время чат студенческой группы. Можно назвать Bring Your Own Device, обеспечивающую использование личных мобильных устройств в рабочем процессе. Опыт последних двух лет сформировал окно возможностей для следующего шага в развитии высшего образования.