Мошенничество с налогами среди других видов противоправных деяний по 159-й статье занимают второе место и по частоте их совершения, и по размеру причиненного ущерба. На рабочем совещании в Госдуме вопрос обсуждался с участием чиновников и представителей бизнеса из «Деловой России». По мнению руководителя Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов организации Екатерины Авдеевой, по 159-й статье о мошенничестве суды чаще всего выбирают мерой пресечения заключение предпринимателя под стражу. И это не способствует тому, чтобы бизнесмен мог возместить ущерб, заплатить штраф и освободиться от наказания. А это, по мнению эксперта, могло бы стать, по сути, стимулом для пополнения бюджета. Кроме того, в предпринимательском сообществе есть мнение, что отдельная статья повысит защищенность бизнеса и окажет положительное влияние на экономическое развитие страны в целом. Впрочем, партнер международной юридической компании «Ди Си Оу» , адвокат Василий Давыдов относится к инициативе крайне отрицательно:
Что касается позиции власти, то, как отметил автор инициативы, член комитета Госдумы по промышленности и торговле Игорь Антропенко, слова которого приводит «Парламентская газета», в этом вопросе важно четко разделять предпринимательскую деятельность и незаконные проявления в сфере налогообложения. И при этом сохранять взятый курс на либерализацию ответственности в этой сфере. Впрочем, освобождать от наказания будут не всех, а лишь тех, кто незаконно осуществил возврат налога впервые. Предложение предварительно одобрили и в ФНС: об этом в рамках совещания рассказала замначальника правового управления ведомства Алена Зайцева, добавив, что налоговое мошенничество сейчас действительно довольно сложно выделять из общей массы. О том, как новшество может воспринять бизнес-сообщество, рассуждает исполнительный директор петербургского отделения «Опоры России» Тамара Баранова:
Добавим, что предприниматели Северной столицы стали гораздо чаще оспаривать решения ФНС, принятые по итогам выездных проверок. По словам главы регионального управления Александра Гнедых, в 2023 году в городе проведено 243 ВНП, что в 2 раза меньше, чем в 2022–м, а сумма доначисленных платежей составила 29 миллиардов, пишет «Деловой Петербург». При этом 74 таких решения было обжаловано в судах. Этот показатель в три раза больше данных 2022 года, когда предприниматели опротестовали всего 24 решения.