За время существования комплекса, как рассказал на пресс-конференции в ТАСС замгендиректора по эксплуатации Игорь Полищук, особенно сильно стихия буйствовала трижды. Так, в декабре 2011 из-за шторма «Святой Патрик» уровень воды поднялся до критических 2 метром 94 см. Если бы не защитные сооружения, то разрушительных последствий избежать бы не удалось. Аналогичная ситуация сложилась через два года, когда к Северной столице подошел ураган «Святой Иуда», перед этим всей мощью обрушившийся на западное побережье Англии, захватив Южный Уэльс, а потом сильно потрепавший юг Великобритании. Еще одно опасное наводнение, по словам Полищука, также могло произойти в 2015 году.
Постройка дамбы в итоге оказалась выгодной и с экономической точки зрения. Напомним, что проект, строительско которого растянулось на 30 с лишним лет, обошелся бюджету более чем в 90 млрд рублей. При этом суммарный ущерб, который комплекс защитных сооружений смог предотвратить за 10 лет, уже превысил стоимость строительства, - рассказал главный инженер КЗС Петербурга Сергей Кураев. По самым скромным подсчётам речь идет о 123 млрд. рублей.
Отметим, что о надежной защите города от наводнений впервые задумались еще при Петре. После первого же удара стихии император всероссийский потребовал поднять территории Васильевского острова и Петербургской стороны на 10,5 футов выше ординара - среднего уровня Невы за счет подсыпки грунта, а также велел строить высокие набережные. В 19 веке была предпринята попытка спроектировать дамбу. Инженер Пьер Доменик Базен даже разработал концепцию, но реализовать ее не удалось из-за отсутствия необходимых технологий. Другое дело, что именно идеи Базена легли в основу проекта дамбы в 1974 году.