ЦБ 17.10
$71.24
82.73
ММВБ 17.10
$73.2
86.68
Эко_Моб

«Художник больше не сидит в башне из слоновой кости»

Арт-сообщество давно превратилось в индустрию, а творчество – в проекты. О том, почему у объектов современного искусства такая стоимость, на второй встрече цикла закрытых лекций от Business FM Петербург рассказал искусствовед Дмитрий Озерков.

Фото: sobaka.ru

Современное искусство – это не хайп и финансовый пузырь, как было принято считать раньше, а крупный бизнес с миллиардными оборотами. И закон рынка о спросе и предложении здесь применим как никогда. На конечную стоимость товара влияет множество факторов: истории продаж, рейтинги и мнения экспертов. Учитывая масштабы индустрии, инвесторам стоит остерегаться рисков.

Заместитель директора Северо-Западного регионального центра «Райффайзенбанка» по розничному бизнесу Дарина Хохлушина Я думаю, что мировой арт-рынок, так же как и любой другой рынок, в том числе и рынок финансов, строится и развивается по классическому закону спроса и предложений. Инвестиции в арт-индустрию, либо в объекты современного искусства могут быстро капитализироваться и приносить сверхприбыль даже в долгосрочном периоде, но и могут повлечь за собой убытки. Здесь очень важно взвешено подходить к принятию инвестиционных решений, а если есть сомнения и вопросы, то, конечно, необходимо обращаться к профессионалам.

Сильное впечатление на гостей лекции Business FM Петербург произвела капитализация картины Кристофера Вула «Апокалипсис сегодня». Работа представляет собой надпись «Sell the house, sell the car, sell the kids». Эта цитата – отсылка к фильму Фрэнсиса Форда Копполы. Первый владелец приобрел полотно за 6 тысяч долларов. В 2013 году высказывание американского постконцептуалиста ушло с молотка за 26 миллионов. Понять логику ценообразования тех или иных произведений неспециалисту крайне сложно. Но отличать подделку от подлинника и разбираться в основных механизмах рынка – необходимо.

Генеральный директор компании Thermex Юрий Стеценко Начну с шутки: «Как отличить искусство от подделки? Достать картину из рамы и посмотреть на оборотную сторону, вдруг там что-нибудь написано. Если что-то написано, то, наверное, оригинал». Мои вкусы относительно живописи – скорее XVI-XVII век, голландская школа, может быть Германия. По крайней мере, в кабинете у меня висит репродукция Питера Брейгеля. Безусловно, современный бизнесмен должен следить за изменениями на рынке современного искусства. Жизнь не стоит вокруг нас, люди меняются, и никогда не знаешь, какая волна будет способствовать росту твоего бизнеса и росту заинтересованности в твоем продукте.

Когда разговор зашел о будущем арт-рынка, встал вопрос о связи технологии и искусства. Вспомнилась известная история о первой картине, созданной искусственным интеллектом. В прошлом году работу нейросетей продали на аукционе Christieʼs за 432 тысячи долларов. С этого эксперимента в мире началась дискуссия о цифровом творчестве. Машинопись, онлайн-торги, и виртуальные валюты, безусловно, еще повлияют на правила игры. Однако самая важная трансформация последних лет произошла не в компьютере, а в человеческом восприятии современного искусства.

Директор по маркетингу сети салонов традиционного тайского массажа Royal Thai Татьяна Егорова Мир меняется, есть инновации, есть пространство медиа, digital и тем самым сейчас есть некая свобода, когда мы выпускаем внутреннее я. Теперь каждый может найти свою мысль, о том, что автор хотел изобразить. Но, тем не менее, авторы, которые увековечивают свою мысль, свое видение ситуации, нуждаются в расшифровке, чтобы донести свое внутреннее состояние, свое понимание для чего он это делает. Поэтому нужны лекции, которые будут образовывать новое общество, новое видение, новое развитие.

Искусствоведы считают, что современные коллекционеры проходят три этапа. На первом все покупки совершаются для домашнего просмотра и демонстрации друзьям. Без профессионального интереса. На второй стадии подключаются эксперты и владелец изучает свои приобретения. В финале коллекционер, как правило, расстается с собранием, работы направляются в музеи и галереи. И зритель должен пользоваться этим моментом, даже не будучи ценителем актуального искусства.

Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга Сергей Федоров Я не понимаю современного искусства, потому что я был воспитан на классике, но считаю, что если ты остановился, то умер. Мы должны это понять. Была очень красивая и потрясающая лекция. Ее проводил человек, который понимает искусство. Понимает, почему оно столько стоит и он передал нам тот интерес. Который, в свою очередь, должен нас заставить понять, что это современное искусство, почему его можно продавать за деньги, почему стоит это миллионы долларов, сотни миллионов евро и если мы чего-то не понимаем, то это только нас заставляет сделать еще один шаг, чтобы это понять.

По последним данным международный топ-200 коллекционеров состоит из мультимиллионеров из 33 стран. Из них больше половины собирателей – жители США, четверть – из Европы и десятая часть – из Азии. Россию в этом списке представляют всего пять человек. Четыре позиции занимают бизнесмены Роман Абрамович, Вячеслав Кантор, Леонид Михельсон и Дмитрий Рыболовлев. Замыкает рейтинг Дарья Жукова, основательница музея современного искусства «Гараж».

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Муфлоны, рубка лесов и промзона на 750 гектаров
Скандал вокруг угольного порта в Приморске набирает обороты. Сегодня стало известно, что главный инвестор проекта «Приморский УПК» подал в суд на копанию,…
Аналитики: популярность бренда зависит от его социальной позиции
Две трети россиян уверены в том, что бойкот может повлиять на политику бренда.
Жалобы на госконтракты обернутся штрафом
По данным УФАС, четверть обращений о нарушениях на конкурсах – необоснованны.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.