В тексте письма отмечается, что священнослужители на Руси с XII века благословляли юных воинов. И в том числе освящали их личное холодное оружие. Однако тогда оно было символом готовности нести служение Родине. Современное же оружие массового поражения неизбирательного действия не отражено в церковной традиции.
При этом священники считают уместным благословение средств передвижения военных на суше, воде или в воздухе. Также должна сохраняться молитва о воинах. Как отмечает духовенство, это устоявшаяся церковная практика.
Московскую партиархию неоднократно критиковали за кадры с освящением баллистических ракет и другой техникой. Поэтому предложение об отказе от этой практики можно только приветствовать.
Противники освящения оружия ссылаются на исторические документы. Среди них – чины божественных литургий и «Сказание о Довмонте». Из более поздних свидетельств – «История Российская» Василия Татищева. Сторонники же приводят в качестве аргумента современные бумаги. Официальные «Основы социальной концепции РПЦ» были приняты ровно 20 лет назад. Канонический документ рассматривает войну как трагическую неизбежную часть жизни. И выделяет так называемые «справедливые войны», когда решение конфликта мирным путем неизбежно. В таком случае военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям. Так было во все времена, начиная с каменных топоров и заканчивая ядерными бомбами.

Работа над документом началась летом. В анонсе отмечалось, что появление такой бумаги продиктовано современными реалиями.
Напомним, традиция перед стартом освящать космические ракеты появилась в 90-х годах. Однако наиболее резонансные случаи происходили последние пять лет. Так, в 2015-м «Интерфакс» писал об освящении двух новых фронтовых бомбардировщиков Су-34 в Ростовской области. Через год во Владивостоке местный священник освятил самолеты Су-25 и военную технику. Иерей Максим Самохвалов тогда пояснил, что «в данном контексте оружие воспринимается как средство защиты и спасения».
Обсуждение документа продлится до 1 июня.