Идея реализации проекта железной дороги, по которой путь между двумя столицами сократится до 2 часов 15 минут, обсуждается еще с 2019 года. В этом году появилась конкретика: например, стоимость проекта, который, по данным Минтранса, оценивается в 1,7 триллиона рублей, а также весьма болезненный для Петербурга вопрос — какие исторические здания придется снести, чтобы построить новый терминал. На прошлой неделе ускорение процессу принятия решений придал президент Владимир Путин, высказавшись в духе — пора! Более того, новую магистраль хотят проложить еще дальше — в Казань и Воронеж, оттуда — на Урал и в Адлер, с последующим присоединением Донецка и Луганска. Не прошло и семи дней, как Александр Беглов в эфире «Радио России» рассказал горожанам, как именно изменится облик города из-за нового проекта. Так, новый терминал планируют возвести за зданием исторического Московского вокзала, как можно более плотно к нему, с западной стороны от путей. Хорошие новости — в процессе работ с большой долей вероятности откажутся от сноса части дореволюционных зданий складов Кокоревых на Лиговском проспекте, 50. Два наиболее близких к зоне строительства пакгауза планируют превратить в некое подобие дебаркадеров, устроив внутри платформы и проложив рельсы. Как отмечает зампред Совета по сохранению культурного наследия Петербурга Михаил Мильчик, такое решение кажется наиболее компромиссным вариантом:
Однако реализация столь масштабного проекта все же не может обойтись без потерь. И скорее всего, этой потерей для Северной столицы станет здание шоколадно-бисквитной фабрики «Блигкен и Робинсон» на Лиговском проспекте, 52. По словам экспертов, несмотря на то, что постройки возведены еще до революции и формально должны быть сохранены, особой исторической и культурной ценности собой не представляют. Поэтому, не без сожаления, конечно, именно они и будут принесены в жертву стремительно развивающемуся прогрессу. На месте фабрики планируют обустроить привокзальную площадь, а также организовать въезд на территорию нового вокзала для общественного транспорта. Казалось бы, все это может изменить привычный облик района у Московского вокзала до неузнаваемости, однако, эксперты отмечают, что перемены будут незначительными. К тому же, если верить словам Беглова, проект простимулирует дальнейший рост внутреннего туризма и откроет для Петербурга новые возможности, в частности, повышенную востребованность аэропорта Пулково. Хотя многие специалисты продолжают настаивать на нецелесообразности строительства высокоскоростной магистрали, логично отсылая к тому, что ныне действующая линия обеспечивает хороший результат по времени. Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров убежден, что окупаемость проекта возможна только в том случае, если в процессе его реализации будут задействованы только внутренние трудовые резервы страны и технические решения:
Добавим, что проект ВСМ, как отмечали в Минтрансе, будет окупаемым и практически не потребует вложения средств из федерального бюджета. Как сообщал еще в начале года «Коммерсантъ», основным концессионером строительства может стать группа «Синара». Построить скоростную железную дорогу обещают к 2027 году.