Велоинфраструктурная концепция разработана компанией «Транспортная интеграция» по заказу Городского центра управления парковками. Как рассказала замгендиректора организации Светлана Воронцова, в ходе работы были проанализированы данные по уже существующим велодорожкам, возможности по созданию новых, а также проведены социологические опросы среди петербуржцев. Они выявили запрос на развитие инфраструктуры, хотя из всех видов транспорта, которым пользуются горожане, велосипеды составляют лишь 1%. Реализация концепции, как считают некоторые эксперты, позволит увеличить этот трафик, параллельно уменьшит число автомобильных пробок, что разгрузит дороги, а также положительно скажется на экологии. Однако, у депутатов ЗакСа, которым представляли новую концепцию на рабочей группе, большие вопросы вызвала сумма в 21 миллиард, которую просят на строительство 800 километров дорожек. Путем несложных математических вычислений получается, что один километр обойдется в 26 с лишним миллионов. Как скептически отмечают в парламенте, для сравнения, по нормативам Минтранса, строительство с нуля километра автомобильной многополосной дороги стоит 42 миллиона. О внушительных запросах разработчиков «петербургской велоконцепции» рассуждает член комиссии по транспорту ЗакСа Дмитрий Павлов:
В идеале новая сеть велосипедных дорожек должна «опутать» город таким образом, чтобы попасть из точки «А» в точку «В» можно было, не прерываясь. Поэтому часть из них должна пройти по набережным, а ездить по велодорожкам смогут и любители самокатов. Однако, директор «Мостотреста» Всеслав Воронин в беседе с «Петербургским дневником» заявил о том, что электросамокатам там места нет. При этом представители кикшеринговых компаний, которые, конечно, заинтересованы в развитии инфраструктуры, вряд ли готовы вкладываться в это деньгами. Еще один спорный момент — погодные условия Северной столицы, где ездить на велосипедах удобно и безопасно можно лишь несколько месяцев в году. В ЗакСе, обсуждая концепцию, предложили рассмотреть «велоопыт» других городов. Но не только напрашивающихся в первую очередь Амстердама, Стокгольма или Хельсинки, но и, как ни странно, города Альметьевска в республике Татарстан. Руководитель Петербургского велосообщества Павел Хусу рассказывает, в каком виде может быть реализована новая концепция и в чем заключается риск притеснения прав пешеходов:
Добавим, что по предварительным итогам 2023 года Северная столица стала лидером среди регионов по числу смертельных ДТП с участием велосипедистов и самокатчиков. Как сообщили в Научном центре безопасности дорожного движения МВД, за девять месяцев в городе произошла 171 авария, в которой погибли четыре человека. Для сравнения, в Москве происшествий было гораздо больше — 665, но статистка по летальным исходам лучше, чем в городе на Неве.