Проект постановления правительства о новых правилах маркировки опубликовали в начале октября. Сейчас он находится на стадии обсуждения. Если документ примут, то изменения вступят в силу с 1 июля следующего года.
Тогда на упаковки духов придется наносить специальный цифровой код. Сделать это производители должны до того, как товар растаможат — то есть еще на производстве или в местах хранения. Однако любой из вариантов грозит производителям дополнительными тратами. В результате импортные духи и туалетная вода подорожают, по меньшей мере, на 10 процентов.
Цены после внедрения маркировки изменятся не только на импортную, но и на отечественную продукцию. По оценке Ассоциации прямых продаж, новое оборудование обойдется каждому заводу как минимум в 30 млн рублей.
Доля импортных духов, по разным экспертным подсчетам, занимает на рынке от 50 до 70%. Вся продукция поступает в Россию в запломбированных контейнерах. Если же поставщикам придется маркировать ее в дороге, то возникнут дополнительные затраты на обработку груза. Кроме того, лишние манипуляции повышают риски порчи упаковки.
Ранее производители просили разрешить им маркирование на российских складах компаний. Но в Минпромторге идти на уступки отказались.
Если пересмотра условий не будет и дальше, то, как предупреждают участники рынка, поставки зарубежного парфюма в Россию существенно сократятся. При этом снижение ассортимента чревато последствиями не только для покупателей.
В свою очередь в Минпромторге уточнили, что правила маркировки будут вводить поэтапно. Как заявил замминистра Виктор Евтухов РБК, «это гарантирует отсутствие рисков дефицита». Позиция ведомства сводится к тому, что цифровые коды позволяют отследить движение товара на всех этапах. Отказ от идентификации может привести к росту фальсификата и незаконного оборота парфюмерии.
Чиновник также объяснил принципиальность маркировки до попадания в Россию. Это, по словам Евтухова, позволит сократить схемы уклонения от законодательства. Как именно – не уточнил.