Сейчас «Антифрод» используют только финансовые организации, отправляющие средства. Программа в автоматизированном режиме оценивает финансовые операции и посылает клиенту на телефон специальный код, с помощью которого человек и подтверждает перевод. Если же по каким-то причинам этот искусственный интеллект посчитает транзакцию подозрительной, ее заблокируют для более тщательной проверки. Согласно нововведениям, а именно, законопроекту, разработанному главой комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым, анализировать операции должны будут не только банки, отправляющие деньги, но и их получающие. Подобная двойная проверка, по мнению парламентария, поможет сохранить средства на банковских картах россиян. Более того, если деньги без согласия клиента все же «утекли» мошенникам, финансовая организация обязана будет их вернуть. Правда, речь идет только о так называемых «дропперских» счетах – замеченных ранее в проведении сомнительных финансовых операций и внесенных в специальную базу Центробанка. Председатель Совета директоров банка ПСКБ Владимир Прибыткин отмечает, что инициатива законодателей – попытка переложить ответственность, и работы у финансовых организаций после принятия документа прибавится:
При этом если клиент все же дал согласие на транзакцию, введя специальный уникальный код, но банк видит, что счет получателя подозрителен, перевод можно заблокировать на два дня. Этого срока, по мнению экспертов, должно хватить на то, чтобы человек хорошо подумал или просто одумался и понял, что его хотят обмануть. Если в своем стремлении клиент непреклонен, банк обязан операцию провести. После принятия нового закона, по мнению Анатолия Аксакова, которое приводит «Парламентская газета», масштабы банковского мошенничества в России сократятся. В прошлом году, по статистике Центробанка, с карт россиян украли более 14 миллиардов рублей. Вернуть свои средства удалось едва ли не единицам – в общей сложности кредитные организации компенсировали всего 618 «утекших» со счетов миллионов рублей. Основными инструментами преступников оставались приемы так называемой «социальной инженерии», когда под психологическим воздействием клиент добровольно раскрывает коды и переводит деньги, а иногда даже оформляет многотысячные кредиты. Управляющий партнёр адвокатского бюро Q&A Станислав Бобков рассказывает о правовой практике решения подобных проблем:
Добавим, что в последнее время в России набирает обороты новая схема мошенничества: злоумышленники звонят клиенту от имени сотрудников полиции или ФСБ и сообщают, что их персональные данные украл сотрудник банка и перевел средства в пользу армии Украины. Затем владельца счета запугивают ответственностью по обвинению в госизмене и пытаются вынудить оформить кредит.