В ведомстве подготовили свои предложения по изменению 223-ФЗ.
В частности, антимонопольщики настаивают на ограничении возможностей для проведения закупки у единственного поставщика. Для этого, в частности, необходимо создать отдельный перечень разрешенных процедур. И исключить из него такие понятия как, например, двойные редукционы – запутанные и непонятные даже для специалистов. Это важно для развития конкуренции в секторе с миллиардными бюджетами, было отмечено на пресс-конференции в ТАСС.
Заместитель руководителя областного Управления ФАС Руслан Абейдуллин 223 Федеральный закон, словно дышло, абсолютно не имеет никакого правового смысла, на наш взгляд, поскольку любая организация фактически разрабатывает свое положение о закупках, и в этом положении прописывают все возможные способы и методы закупок. Фактически я могу прописать, что я хочу до миллиарда рублей закупаться у единственного поставщика, и никакие положения 223 Федерального закона образно не будут нарушены, поэтому 223 Федеральный закон надо тоже внимательно отслеживать, не менее важный, чем 44 на самом деле, поскольку денежных средств там выделяется не менее, а даже более. Понятное дело, что у нас крупные хозяйствующие субъекты - ПАО «Газпром», «Транснефть» - они закупки проводят миллиардные при этом у единственного поставщика. Если посмотреть в единой информационной системе, какая самая крупная закупка, то это «Роскосмос», который чуть ли не на триллион закупился у единственного поставщика. Понятное дело, что специфика особая у космической отрасли, но, наверное, можно было бы заняться развитием конкуренции хотя бы в каких-то отраслях данных компаний.
Центральный аппарат ФАС также настаивает на ужесточении контроля за госзакупками. На днях ведомство направило свои поправки в Минфин и Федеральное казначейство. Отмечалось, что в прошлом году на неконкурентные процедуры и закупки у единственного поставщика пришлось две трети всех контрактов по 223-ФЗ. Для повышения конкуренции служба предлагает, например, составить перечень закупок, который прописан в законе о контрактной системе. То есть разрешать такой тип сделки только по решениям президента и правительства, для монополий и в небольших объемах.
Вместе с тем, закон о закупках госкомпаний не лишен своих преимуществ – как с точки зрения заказчика, так и исполнителя.
Генеральный директор компании «Контрактные системы» Евгений ЛандоВ 223 законе, в отличие от 44, конкурируют по ценам, а в остальном - по опыту, то есть контракты получают более опытные компании с багажом выполненных до этого других контрактов. С точки зрения конкуренции 223 для любого предпринимателя выглядит более интересным, потому что цены в 223-ФЗ можно получить более выгодные, чем в 44. В 44 больше компаний принимает участие, больше получается скидка на исполнение. В связи с этим госкорпорации предпочитают самые сложные объекты закупать сегодня по 223, потому что качество выполнения работ для исполнения по 223-ФЗ гораздо выше, чем при исполнении по 44 Федеральному закону.
Напомним, свои предложения поправок в закон о федеральной контрактной системе также подготовил Минфин. Министерство предложило сократить систему из 11 способов закупок до трех наиболее распространенных: конкурс, аукцион и запрос котировок. Исключаются двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием, а также запрос предложений. Эти способы во многом дублируют порядок проведения открытого конкурса, считают в ведомстве. Закрытые способы закупок Минфин намерен перевести в электронную форму, за исключением тендеров, подпадающих под государственную тайну.