Организация «Старый Петербург», которая появилась после раскола среди членов ВООПИиК, займётся не только собственно градозащитной проблематикой, но также исследовательской, юридической работой и даже экскурсиями. Получится ли «перезагрузить» движение в защиту исторических зданий, и что тревожит активистов в первую очередь?
Активисты новой организации заверили, что настроены на взаимодействие с госорганами и девелоперами, хотя признают проблемы с выстраиванием диалога. Почётным председателем «Старого Петербурга» был избран Александр Марголис, председателем совета – Михаил Мильчик, его заместителями стали Сергей Васильев и Александр Кононов. В совет также вошли Борис Вишневский, Юлия Минутина и бывший депутат Заксобрания Алексей Ковалёв. Рассказывает Михаил Мильчик:
Член Союза архитекторов России, председатель «Общества защиты памятников «Старый Петербург» Михаил Мильчик: Необходимость в защите памятников и обсуждении всяких вопросов остается на повестке дня. ПО этой причине в основном те, кто входил в прежний Совет петербургского отделения ВООПИиК, собрались и решили, что необходимо объединиться для того, чтобы по существу продолжать ту же самую деятельность. Было только единственное организационное собрание. Пока новая организация не зарегистрирована, то есть не имеет юридического лица. Поэтому это только первый шаг. Но главное – это защита памятников и, возможно, если мягкие способы защиты будут неэффективны, то и обращение в суды.
В последнее время Петербург с новой силой сотрясают градозащитные скандалы. В июле в Следственном комитете даже заявили, что создают комиссию для расследований в связи со сносом исторических зданий. По факту демонтажа Дома Шагина на набережной реки Фонтанки возбудить уголовное дело поручил лично Александр Бастрыкин. В августе председатель СК приезжал в город и осмотрел особняк Е.П. Салтыковой, уголовное дело о сносе которого также ведут его подчинённые. В качестве компромисса, – чтобы сохранить наследие, но и не отпугнуть инвесторов, – девелоперы предлагают сделать акцент на общественных обсуждениях таких проектов. Продолжает вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз:
Вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз Это серьезное общественное обсуждение с участием и населения, и людей, которые для города крайне важны – это историки, которые охраняют те культурные ценности, которые в городе есть. При этом нужно относиться к этому достаточно разумно: мы видим много объектов, которые, к сожалению, ветшают, и не привлекательны для инвесторов, так как стоимость поддержания их в надлежащем виде для эксплуатации слишком велика для инвестора. Здесь, конечно, нужно предоставлять разумные ограничения, которые позволили бы эти здания и сохранить, и в то же время использовать инвесторам для каких-то целей, которые могли бы привлекать дополнительные инвестиции. Но точно жилой застройкой в центре города нужно заниматься крайне аккуратно и сбалансированно с учетом архитектурного облика.
Кроме того, набирает обороты разбирательство по поводу превышения должностных полномочий сотрудниками КГИОП. По версии следствия, чиновники незаконно выдавали заключения, искусственно изменяя год постройки на период позже 1917 года. В материалах фигурирует дом Лапина на Рижском проспекте, манеж лейб-гвардии Финляндского полка, а также здание Васильевского винного городка и корпус торговых бань Екимовой. Сотрудники СК проверяют информации о возможных нарушениях, связанных ещё с несколькими объектами. Член совета организации «Старый Петербург» Анна Капитонова отмечает, что градозащитники чувствуют поддержку со стороны Следственного комитета:
Член совета «Общества защиты памятников «Старый Петербург» Анна Капитонова У нас здесь такая ситуация происходит, что памятники сносятся, как, например, на Большой Морской улице происходило, но при этом КГИОП выходит из воды сухим. Почему так происходит? В том числе, это вплоть до того, что председатель комитета – юрист, долгое время проработал в юридическом комитете Смольного, поэтому всё-таки с большим опытом и связями. Соответственно, это делает деятельность комитета во многом неуязвимой со стороны общественников, которые используют какие-то свои, доступные им инструменты, например, суды. Но действительность такова, что, несмотря на то, что комитет якобы делает всё правильно, и юридически хорошо защищается, памятники мы утрачиваем.
Напомним, ранее кинорежиссёр Александр Сокуров предупредил, что как только сопротивление градозащитников начнет ослабевать, город «разорвут на части», будут снесены сотни зданий, а многие шедевры исчезнут.