Признанными лидерами арктического туризма являются Исландия и Аляска. Число путешественников там исчисляется миллионами. Сдерживающие факторы для России - неразвитость инфраструктуры (туристам нужны благоустроенные порты с ресторанами и местами для отдыха), ограничения по заходу круизных судов и нехватка инвестиций. К тому же в российской Арктике расположено более тысячи особо охраняемых природных территорий, на которых вообще запрещено строить инфраструктурные объекты. Решением проблемы могло бы стать развитие мини-туристических кластеров, создание трансграничных маршрутов по примеру Норвегии, Швеции и Финляндии, а также продвижение продукта среди иностранных круизных компаний.

Отличительной чертой российской Арктики участники международного форума в Петербурге назвали сочетание историко-культурного наследия и экологической составляющей. К примеру, с 2016 года в состав национального парка «Русская Арктика» вошла Земля Франца-Иосифа, которая привлекает путешественников с 90-х годов. Туристический сезон весьма короткий - с июня по начало сентября. Бывают случаи, когда лед на архипелаге не тает круглый год, что сказывается на неподготовленных круизных судах. Сравнительную неразвитость инфраструктуры здесь считают, скорее, плюсом, поскольку туристы приезжают любоваться нетронутой природой. К тому же, путешественники круизного лайнера мало нуждаются в ресторане на берегу и предпочитают тратить время на осмотр достопримечательностей.

Пока в национальный парк «Русская Арктика» заходит не более 10 судов, сотрудники подчеркивают, что путешествия по северным морям не по карману большинству россиян. Надежду вселяет поручение главы Минэкономразвития Максима Орешкина Ростуризму подготовить программу развития круизного туризма в Арктической зоне. Потенциально принять путешественников готовы 228 пунктов, расположенных в прибрежной зоне.