Помимо увеличения зарплат, работодатели используют различные формы мотивации. Это спецпредложения в изучении языков, фитнесе, путешествиях, а также возможность участия в успешных проектах.
За год число резюме в сфере «Туризм, гостиницы, общественное питание» в Петербурге увеличилось на 10%, подсчитали аналитики SuperJob. Наиболее востребованные позиции в HoReCa — повар, пекарь, официант, администратор и бармен. Параллельно работодатели вынуждены участвовать в зарплатной гонке: оклады на разных позициях в индустрии гостеприимства продолжают расти: где-то — на символические 15%, где-то — почти в полтора раза. О том, как рестораторы пытаются привлечь и удержать персонал, и какие способы сработали на практике — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
По данным портала Superjob, ставки сегодня следующие: пекарь от 75 000 до 120 000, бариста от 57 000 до 110 000 рублей, повар-универсал от 75 000 до 150 000. Однако, по наблюдению «Авито Работы», зарплатная гонка приостанавливается: очевидно, что до бесконечности повышать оклады невозможно. Сегодня, как никогда, важен индивидуальный подход работодателя к работнику, отмечает совладелец ресторанов Subzero Евгений Лакоткин.
Совладелец ресторанов Subzero Евгений Лакоткин Во-первых, мы видим людей, которые давно работают. Разговариваем с ними тет-а-тет, общаемся о том, чего они хотят дальше, как видят себя в компании, какого хотят развития. Наверное, каждые 8-9 месяцев мы увеличиваем зарплату. Честно говоря, тоже не понимаем, когда это остановится. Последние два года у нас достаточно хорошо работает история с мотивациями. Например, есть разделы «merch», «shop» — разные не ресторанные штучки, которые мы создаём в коллаборации с нашим партнёрами и друзьями и продаём. Это футболки, лонгсливы, дрип-пакеты, кофе, презервативы, всё что угодно. Каждый сотрудник получает с этого хороший процент — 10-15%, по-разному, в зависимости от того, что они продают. У них есть денежная мотивация. Сейчас начали думать про обучение английскому языку. Такое чувство, что его немножко забывают. Особенно это чувствуется, когда на работу приходят зумеры, — ощущение, что они даже не учат английский. Пытаемся их мотивировать.
Участники рынка сходятся во мнении, что привлекать и удерживать персонал необходимо на системной основе, разрабатывая мотивационные программы, в том числе — социальные: например, соревнования между сотрудниками и организация праздников для их детей. Однако важной составляющей остаётся и материальное стимулирование, рассказывает генеральный директор и собственник группы компаний «Magnum rest» Станислав Краморов.
Генеральный директор и собственник группы компаний «Magnum rest» Станислав Краморов У нас действует система поощрений за длительность работы в компании. Сотруднику, отработавшему год, выплачиваем 50% оклада. Тому, кто проработал два года, соответственно, — 75%, а тем, кто с нами три года, выплачиваем премию от 100%. Причём это не 13-я зарплата, не ждём окончания года, когда все одинаково получают 13-ю. Если сотрудник пришёл в июне, в июне следующего года он начинает получать свои первые премии.
Ещё один лайфхак — в принципе понять, не раздут ли штат заведения: возможно, часть функций можно автоматизировать или оцифровать. Кроме того, не исключено, что стоит скорректировать подходы к процессингу, и здесь важно получать обратную связь, рассказывает HRD, руководитель people-отдела сообщества italy Валерия Лихолетова.
HRD, руководитель people-отдела сообщества italy Валерия Лихолетова Мы заточены в рамках EJM в каждом проекте и в компании так, чтобы понимать, на каких точках контакта у каждого ресторана в рамках внутренних коммуникаций, культуры и атмосферы есть провалы или, наоборот, классные кейсы для того, чтобы их масштабировать дальше в компании. Ребята занимаются тем, что делают анонимные опросники, разговаривают с людьми, корректируют стаф, корректируют графики, делают для них классные бенефиты в виде поездок, мероприятий, обучения, психологов, бань — в общем, чего угодно. Ресторанный бизнес очень интенсивный и эмоциональный, особенно это касается сотрудников, которые стоят на кухне и работают в сервисе: им нужны перезарядки и перезагрузки.
Важно отметить, что представители сферы обслуживания и общепита — официанты, хостес, повара и другие сотрудники – вошли в пятёрку желающих сменить работодателя, выяснили аналитики HeadHunter. Поэтому, чтобы привлечь и удержать сотрудников, в компании должны быть успешные проекты, в которых хочется участвовать, подчёркивает идеолог ресторанной команды Dreamteam Алексей Буров.
Идеолог ресторанной команды Dreamteam Алексей Буров Первое, что очень важно, — наличие успеха у команды. Важны успешные, яркие концепции, известные шефы, шеф-бармены, сомелье, управленцы. Люди хотят работать с людьми. Если у тебя неуспешный проект, зарплата не поможет. Второе — это корпоративная культура, понимание людьми того факта, что они точно развиваются и растут. Первое — это корпоративные мероприятия, когда мы просто собираем людей и даём им возможность неформально отдохнуть. Второе — это обучение. Причём, тренинги старого формата, когда по три часа читаются лекции, уже никому не интересны. Нужен интерактив. Третье — сильные продуктовые лидеры, сильные шефы, сильные сомелье в команде. Четвёртое — это по-настоящему крутые концепции. Пятое — это набор бенефитов, например, скидки в барбершопы, может быть, специальные предложения на английский, на психологов, на путешествия. Также важна возможность менять концепции внутри компании.
Тем не менее дефицит кадров только усиливается. Правда, есть и позитивное объяснение: на рынке появляется всё больше новых ресторанов и гостиниц. Как пишет «Коммерсантъ», в период с января по март число регистраций нового бизнеса в общепите выросло на 5% год к году, почти до 10 000. По мнению экспертов, это произошло на фоне повышения рентабельности и ожидания возвращения международных брендов, с которыми можно будет работать по франшизе.