Уникальное географическое положение России и ее национальный характер, а также литература, искусство и культура всегда поражали иностранцев. Парфюмеры как люди, тонко чувствующие, искали и продолжают искать ольфакторную метафору для нашей страны.
Первые духи, посвященные России, появились ещё в XIX веке. Аромат Eau de Cologne Imperiale Russe специально для российского императора Александра II создал в 1840 году Герлен. Это позволило знаменитому парфюмерному дому стать поставщиком русского императорского двора. Далее последовала целая череда ароматов: L’Eau de Cologne Russie (1863), Le Bouquet de Neva (1873), Moskovskaya Slava (1883), Cour Moscovite (1898) и невероятный Cuir de Russie (1870).
Последний, кстати, породил невероятную парфюмерную традицию. Русскую юфть, а это — настоящее название Cuir de Russie, выпускали многие, однако мировую славу она получила только в версии Chanel (1924).
Guerlain ещё долго поддерживал парфюмерные связи с Россией, выпустив духи 01 Paris Moscow (2009). Она открывала серию ольфакторных путешествий (Les Voyages Olfactifs). Позднее, к завершению реконструкции главного театра страны, был создан аромат Le Bolshoi (2011). Коллекцию продолжили ароматы La Traviata, Carmen и Black Swan. К 120-летию ГУМа Тьерри Вассер — главный нос Guerlain — создал духи Place Rouge (2013).
Авангардная компания в парфюмерном мире Comme des Garcons в серию, посвященную городам — центрам основных мировых религий, включила Zagorsk (2002). Основой его парфюмерной композиции стали ладан, сосна и берёза.
А аромат Russian Tea (2014) итальянского бренда Masque из Милана посвящен кафе в Санкт-Петербургском «Доме книги». С двух уникальных и сложных ароматов началась частная коллекция мэтра итальянской моды Armani/Privé под названием «Драгоценные земли» (2016). В пресс-релизе отмечалось: «Зелёный малахит» (Vert Malachite) отражает широту русских просторов, а «Красный малахит» (Rouge Malachite) — красоту и нежность русских женщин».
Ольфакторные истории от Балтийского побережья Калининграда и до берегов Байкала, от северных ветров Санкт-Петербурга и до солнечного Сочи рассказывает русский бренд «Душа России» (Soul of Russia).
И здесь, как я полагаю, уместно вспомнить слова президента России Владимира Путина о том, что: «Это не Россия находится между Востоком и Западом. Это Восток и Запад находятся слева и справа от России». Географические карты, кстати, это подтверждают.