Предполагается, что «умные» машины позволят оптимизировать процессы и повысить безопасность работы. Если опыт окажется успешным, его собираются тиражировать в другие воздушные гавани.
Пулково может стать полигоном для тестирования наземной беспилотной техники. Замминистра транспорта Владимир Потешкин ранее уже провел встречу с представителями петербургского аэропорта, а также компании-производителя, на которой обсудили предварительную концепцию проекта. Впрочем, это далеко не первый похожий опыт.
Предполагается, что «умные» машины позволят оптимизировать процессы и повысить безопасность работы. Далее опыт, если он окажется успешным, собираются тиражировать в другие воздушные гавани. Справедливости ради стоит заметить, что в Пулково уже некоторое время обкатывают автоматизированный багажный тягач. Тесты проходят в условиях, максимально приближенных к реальным. Сообщается, что техника способна самостоятельно распознавать разметку, адаптироваться к действиям сотрудников и безопасно обходить препятствия. Изначально испытания, как пишут СМИ, намеревались завершить в марте 2026-го. Следующий шаг — запрос на предоставление экспериментального правового режима для масштабного внедрения подобных решений. Также в воздушной гавани для уборки и дезинфекции общественных помещений используют роботов с технологией визуальной навигации и искусственным интеллектом отечественного производства. Комментирует исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев Переход на использование беспилотного транспорта — это, во-первых, путь к снижению издержек, но по мере того как будут отработаны эти технологии, появится возможность и повысить уровень безопасности передвижения по перрону. Это даст, соответственно, дополнительный эффект с точки зрения минимизации потерь операторов аэропорта, минимизации возможности задерживать отправление рейсов. Оператор аэропорта приложил очень серьезное усилие для того, чтобы изучить мировой опыт внедрения робототехнических и беспилотных технологий для автоматизации аэропортов. На основе этого опыта были выбраны некоторые направления, где уже сейчас можно внедрять передовые технологии, и то обстоятельство, что полковая оказалась продвинутой и на уровне крупных мировых аэропортов, сделало абсолютно очевидным выбор пользы этого аэропорта для создания общероссийского полигона.
То, что беспилотный транспорт все активнее используют различные структуры, уже не новость. На днях, в частности, сообщалось, что правительство продлило правовой режим, разрешающий беспилотным грузовикам ездить по дорогам общего пользования. Речь, в числе прочего, идет о доставке грузов из Москвы в Петербург и обратно по трассам М-11 и ЦКАД. Теперь в эту цепочку включат еще три региона: Башкирию, Свердловскую область и Пермский край. Впрочем, главная новация — «умной» технике разрешили передвигаться без человека в кабине. Ранее, напомним, присутствие оператора было обязательным условием эксперимента. Мнение автоэксперта, руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова:
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов Если регуляторы, в данном случае правительство, видят, что технологии созрели до такого уровня, когда можно выпускать беспилотную технику на дорогу без оператора, то, наверное, это произойдет. Наверное, для этого есть какие-то основания: статистика переключения на оператора, статистика инцидентов. Я здесь не вижу каких-то серьезных проблем. Другой вопрос, что дороги у нас далеко не все приспособлены к движению таких грузовиков. По факту у нас есть три автомагистрали: трасса М-11, ЦКАД и трасса М-12. Я предполагаю, мы действительно увидим вот такие грузовики без человека в машине, но увидим их только на отдельно взятых дорогах.
К слову, в этом году в Петербурге роботов «Пиксель» впервые привлекут к зимней уборке, о чем ранее сообщил вице-губернатор Евгений Разумишкин. Первые тесты техники, заметим, прошли еще летом в городских садах и скверах. По словам чиновника, она хорошо зарекомендовала себя. Если эксперимент в холодный период пройдет также успешно, то власти намерены поднять вопрос использования «умных» машин круглогодично.