Глава Калининградской области Алексей Беспрозванных заявил о начале переговоров с транспортными компаниями по открытию круизного сообщения между Калининградом и Петербургом. По мнению экспертов, оптимальное время в пути не должно превышать 40 часов в одну сторону, однако встаёт вопрос покупки подходящих для Балтики судов. О перспективах проекта — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
В городе Пионерском Калининградской области активно строится международный терминал. Помимо грузоперевозок, этот порт будет рассчитан на приём круизных кораблей, рассказал в интервью NEWS.ru Алексей Беспрозванных. Глава области надеется, что у туристов появится возможность сесть в порту Петербурга на круизный лайнер и на нём добраться до Калининградской области, здесь хорошо провести время, познакомиться с достопримечательностями и потом тем же способом вернуться домой. Рассуждает генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов:
Генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов Круизное паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Калининградом — это необходимая и востребованная услуга. Она важна как стратегически — связывание удалённого региона с Санкт-Петербургом, так и в туристических целях, поскольку с уходом международных круизных компаний Россия фактически осталась без полноценных морских круизов. Сейчас у нас есть речные круизы, но морской круиз — это другая услуга, и если она появится, пусть и на коротком плече, между Санкт-Петербургом и Калининградом, то, вне всяких сомнений, будет востребована российскими туристами. К сожалению, с учётом высокой стоимости морских перевозок, такая линия без субсидии, наверное, не обойдётся. Тем не менее это важный и правильный шаг в развитии судоходства по Балтийскому морю.
Калининград пользуется большой популярностью, турпоток превысил 4 миллиона человек в год, подчеркнул Беспрозванных. По словам главы региона, гостиницы практически заполнены, поэтому в планах строить новую инфраструктуру, чтобы принимать ещё больше гостей. В Петербурге, в свою очередь, рассчитывают, что в рамках проекта можно будет возобновить связь морского и речного транспорта – то есть предлагать туристам комбинированный продукт, в котором будут прогулки по рекам и каналам. Продолжает креативный директор Группы компаний «Астра Марин» Андрей Ковалёв:
Креативный директор Группы компаний «Астра Марин» Андрей Ковалёв Когда были иностранные круизные суда, у нас за навигацию было по 320-350 судозаходов больших круизных лайнеров. У них уже была расписана программа: часть туристов ехала в Эрмитаж, Петергоф и в другие локации, часть — организованно грузилась в автобусы, и их везли по рекам и каналам. В программе круиза были заявлены проработанные маршруты. Часть иностранных туристов отправлялась на Валаам, в Москву и в другие речные круизы по России.
Несколько технических моментов. Эксперты считают, что на линию, вероятно, эффективнее ставить на круизное судно, а паром, который позволит путешественникам брать с собой автомобили. Кроме того, паромы, в отличие от большинства «круизников», как правило, имеют ледовый класс, что актуально для Балтийского моря. Есть ли сегодня подходящие круизные суда? Рассказывает председатель комитета по туризму и выставочной деятельности Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Сергей Котенёв:
Председатель комитета по туризму и выставочной деятельности Ленинградской областной торгово-промышленный палаты Сергей Котенёв Насколько мне известно, таких судов нет, их надо приобретать, либо строить. Строительство круизного судна может занять достаточно большое количество времени: согласно нашим прогнозам, около пяти лет, если строить судно с нуля. Если приобретать лайнер на вторичном рынке, необходимо учитывать санкционное давление, то есть подыскивать пароход, искать пути его финансирования. О судах, которые бы в данный момент отвечали всем задачам многофункциональности линии Санкт-Петербург — Калининград или Калининград — Санкт-Петербург, мне пока неизвестно. Моё мнение, что это должен быть грузопассажирский паром с ледовым классом, вместимостью около 1000-1500 человек, вместимостью грузовой палубы около 1000 линейных метров. Это аналог судов, которые эксплуатировались на линиях из Санкт-Петербурга на Хельсинки и Стокгольм, аналог судов типа «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия».
Отметим, востребованность речных круизов внутри страны резко увеличилась на фоне проблем с турпоездками за рубеж. Как пишет «Российская газета» со ссылкой на АТОР, спрос на такие путешествия этим летом вырос на 20%, а стоимость на 15%. В навигацию 2023 года круизные операторы обслужили 420 000 человек.