Россияне чаще всего самостоятельно объединяются в группы для проведения субботников и благоустройства. Об этом, как пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование Высшей школы экономики, сообщили 33% опрошенных. При этом доля тех, кто участвовал в выборах в качестве наблюдателей или участвовал в массовых мероприятиях, приближается к статистической погрешности — менее 2,5%. Чем можно объяснить тенденцию? Мнения экспертов узнал шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов.
Сотрудники Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики проанализировали общественную активность россиян в 2023 году, если точнее — то в формате личных интервью расспросили более двух тысяч жителей городов и сёл о том, как они вовлекаются в самоорганизацию и проявляют гражданскую позицию. Как выяснилось, в основном активность была связана с проведением субботников, также более четверти респондентов (27%) вспомнили, что в прошлом году участвовали в собраниях жильцов дома и подъезда. Граждане выходят на субботники, в частности, потому что нуждаются в общении и видят результат своего участия, отмечает ответственный секретарь Правозащитного совета Петербурга Наталия Евдокимова:
Ответственный секретарь Правозащитного совета Петербурга Наталия Евдокимова Человек любит, чтобы после него что-то оставалось. Поучаствовал в выборах, всё было честно, всё было замечательно — ушёл удовлетворённый. А сейчас, раз такого нет, зачем в этом участвовать? Что касается некоммерческих организаций, то любая активность, которая происходит не в параллель с тем, что предлагается государством, чревата. Мы знаем, что обыкновенные некоммерческие организации, которые занимались, в том числе социальными проблемами, попали под каток, стали иностранными агентами. Люди в принципе социальны, хотят что-то делать вместе, но выбирают для себя самые безопасные пути — там, где с ними не будут разговаривать особым образом и где они могут навести порядок.
Если говорить в цифрах, то доля тех, кто принимал участие в НКО и высказывал свою позицию в интернете, составляет всего 3%, следует из исследования Высшей школы экономики. Доля тех, кто участвовал в выборах в качестве наблюдателей или участвовал в массовых мероприятиях — менее 2,5%. В целом в прошлом году проголосовать на выборах сходили только 23% респондентов. Продолжает кандидат юридических наук, адвокат Евгений Тонков:
Кандидат юридических наук, адвокат Евгений Тонков Современный человек — российский, постсоветский — не стал другим по сравнению с советским человеком. В этом смысле современный российский человек не чувствует себя политическим актором. У него нет ощущения политической субъектности, потому что всё решают за него. Человек, конечно, может подать или не подать голос, но с субъективной стороны человек не ощущает себя принимающим решения политического уровня. При этом дороги рушатся, мосты разваливаются, и человек пытается этот беспорядок как-то изменить в лучшую сторону. Покрасить ёлочки зеленой краской, посыпать дорожку пеплом — таким образом человек пытается обмануть себя, улучшив благоустройство в своей жизни вокруг себя. Тем не менее есть много необыкновенных историй. Например, я наблюдал за одним уголовным делом, когда взрослая женщина, недовольная тем, что дорога в их деревню пришла в негодность, написала несколько жалоб в вышестоящие инстанции. Что вы думаете? В её отношении было возбуждено уголовное дело.
При этом, по мнению директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Ирины Мерсияновой, именно из повседневных действий, которые на первый взгляд могут казаться незначительными, и формируется развитая культура самоорганизации и конструктивной общественной активности. Рассуждает соавтор Конституции России, главный редактор журнала «Власть» Сергей Цыпляев:
Соавтор Конституции России, главный редактор журнала «Власть» Сергей Цыпляев Борьба за централизованное государство у нас исторически вела к тому, что любая низовая активность, любое проявление самостоятельности воспринимались как смута, как угроза и подавлялись. Если мы хотим признать за человеком собственную активность, право самоорганизовываться, значит, мы должны воспринять его как самостоятельную личность, со своими правами, со своей зоной интересов, а это совершенно другой взгляд. Кроме того, с этим завязана ещё одна вещь, которая не была затронута, а это тоже такие аспекты, которые не дают развиваться самоорганизации, — чаще всего опросы показывали, что мы достаточно мало доверяем друг другу. Низкий уровень доверия соотечественникам. А как без этого самоорганизовываться?
Отметим, что о своём участии в акциях помощи людям, попавшим в трудную ситуацию, рассказали 9% опрошенных. О том, что сами организовывали коллектив для решения своей или чужой проблемы заявили только 4% респондентов.