Воды вокруг Петербурга и Ленобласти, по сути, является одним из самых больших в мире кладбищ кораблей. По оценкам экспертов за столетия здесь произошло около 11 тысяч крушений. Впрочем, не все эти объекты представляют особую ценность в силу естественных причин. Лучше всего, как это ни странно, сохранились древнерусские деревянные ладьи и парусники XIX века. Другой вопрос, что в России вокруг подводных памятников образовался настоящий правовой вакуум. Зона ответственности регионов заканчивается линией берега. Как следствие, найденные на дне корабли или другие археологические объекты, по сути, никому не принадлежат и фактически безнаказанно разграбляются «черными» дайверами.

Среди относительно недавних впечатляющих находок в акватории Финского залива можно назвать эсминец «Виттория». В 1919 году он входил в состав английской эскадры, которая оказывала активное содействие белой армии Юденича. Как ранее сообщал «Интерфакс», боевой корабль лежит вверх килем, на глубине около 30 метров. Историческую ценность представляют и ранее обнаруженные корпус норвежского барка «Эмблем», затонувшего в 1896 году и корабль «Архангел Рафаил», ушедший на дно в 1725 году. Петербургские водолазы обнаружили также яхту шведского короля Густава Третьего. В числе прочих интересен и последний экспериментальный броненосец «Гангут». Окружающая среда практически не тронула корабль, благодаря чему долгое время, спускаясь с аквалангом, можно было увидеть даже позолоченный герб Российской империи, изготовленный из дерева.

Теоретически за охрану археологических памятников под водой отвечает Минкультуры, на практике же реальных инструментов борьбы с расхитителями у него нет. В прошлом году депутаты Госдумы предположили привлечь к патрулированию пограничников, но идею так и не реализовали. Эксперты говорят, что России имеет смысл перенять европейский опыт. Так, в Великобритании ведется строгий учет всех находок, что позволяет выявить объекты, имеющие историческую ценность. За недекларирование полагается штраф в размере 2,5 тыс. фунтов. В Италии для противодействия постоянным вторжением аквалангистов в местах крушений кораблей устанавливают камеры, которые постоянно транслируют изображение в береговой офис полиции. Кроме того, власти многих стран привлекают к охране и реставрации подводных сокровищ частные компании.