Москва и Петербург выкачивают деньги из соседних регионов, а могли бы безболезненно с ними делиться. Такой вывод можно сделать из публикации Владислава Иноземцева для РБК. Как пишет экономист, масштабы неравенства в стране остаются колоссальными. И традиционные методы преодоления ситуации – дотации и субсидии – малоэффективны.
Довольно популярный тезис специалист подкрепляет актуальными цифрами: в прошлом году на трансферы в различные субъекты РФ ушла треть всего российского бюджета. Но уровень жизни там принципиально не изменился. Для сравнения, средние зарплаты в Москве в 2,5 раза превышают доходы населения в соседних областях. Та же картина в Петербурге: здесь зарабатывают почти вдвое больше, чем в четырех ближайших регионах. И если сегодня Россия развивается как государство третьего мира, то перераспределение благ укрепит экономику страны, как федерации. Однако на практике такие меры бесперспективны: для реальной помощи необходимо, чтобы большая часть доходов уходила в муниципалитеты, а не в федеральный бюджет.

Экономические расчеты по сокращению столичных бюджетов в пользу региональных кажутся вполне рациональными. Так, в прошлом году Петербург заработал 580 млрд рублей. При этом поступления в казну расположенной по соседству Псковской области составили всего 25 миллиардов. Московские доходы превысили 2 трлн рублей против 44 млрд во Владимирской области. Всего 2% из столичного бюджета, таким образом, помогли бы умножить расходы на соседние проекты вдвое. Такая нагрузка стала бы посильной для потенциальных доноров, но бесполезной для получателей.

Принцип софинасирования бюджетов автор инициативы Владислав Иноземцев предложил использовать по всей стране. Подход можно было бы распространить на Урале, где рядом со Свердловской и Тюменской областями расположены менее успешные Оренбургская и Курганская. В Сибири Красноярский край соседствует с бедными Алтаем, Хакасией и Тывой. На Дальнем Востоке метод применим в отношении Амурской области, которую мог быть проспонсировать Сахалин.