Дорожные строители не хотят оплачивать непредвиденные расходы на ремонт по контракту жизненного цикла. Правила заключения договоров опубликовало Министерство транспорта, но в отрасли его назвали непроработанным.
Заявления о том, что петербургские подрядчики начнут не только строить, но и отвечать за дальнейшее содержание дорог, в Смольном звучат с 2010 года. Схема позволяет заказчику работ, то есть государству, растягивать выплаты за строительство на весь период эксплуатации – и особым успехом механизм не пользовался. На практике контракты жизненного цикла до сих пор не востребованы не только в Петербурге, но и в России. По данной схеме сейчас работает всего два десятка подрядчиков.
Возможно, в ближайшее время ситуация начнет меняться. Министерство транспорта опубликовало проект постановления о правилах заключения таких договоров. Документ, в частности, предлагает изначально учитывать в цене контракта расходы не только на строительство и эксплуатацию, но еще и на будущую реконструкцию.
При этом в проекте Минтранса не предусмотрены дополнительные расходы дорожников, которые невозможно предсказать в многолетнем соглашении.
Распространить систему контрактов жизненного цикла Минтранс планирует к 2024 году. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Но за эти шесть лет ведомству предстоит устранить ряд недоработок. В том числе, не решен вопрос, кто и как будет определять стоимость контрактов, когда подрядчик выходит ремонтировать дорогу, которую проложила другая компания.
Дорожное строительство – один из самых затратных нацпроектов. В этом году на отрасль из федерального бюджета выделят больше 6 трлн рублей. На создание новых дорог в Петербурге потратят 10,5 млрд рублей.