На самом деле, изымать земельные участки, которые заброшены хозяевами, или собственники которых умерли, не оставив наследников, можно и сейчас. Обязанность проводить такую работу возложена на органы местного самоуправления, но там далеко не всегда готовы брать на себя эту головную боль. Как итог — брошенные земли могут простаивать годами в составе СНТ, при этом товарищества, соответственно, не получают членские взносы, что ограничивает возможность для развития в них инфраструктуры. Кроме того, страдают от таких «заброшек» соседи, к которым оттуда, например, ползут змеи. Или где собираются сомнительные компании. Да и ситуация с пожарной безопасностью отнюдь не улучшается. При этом в отдаленных от крупных городов садоводствах процент таких брошенных участков может достигать едва ли не 90%. Впрочем, некоторые эксперты видят в этом вину не только нерадивых хозяев земли. Лидер общественного движения «Народный сад» Федор Мезенцев в рамках пресс-конференции в ОСН ответил сразу на два главных русских вопроса: кто же виноват, и что делать:
Если говорить о Петербурге и Ленинградской области, то здесь о катастрофических процентах по заброшенным дачным участкам речи не идет. Как отмечают эксперты, примерно в трех тысячах садоводств агломерации их число колеблется от 2 до 10% в зависимости от удаленности земли от города и транспортной доступности. Однако проблема возможного изъятия государством даже редких безхозных соток стоит в регионе довольно остро. Заключается она, например, в том, что при принятии нового закона, по мнению участников садоводческого сообщества, могут начаться злоупотребления со стороны бизнеса. С такими ситуациями, когда недобросовестные предприниматели будут пытаться заполучить понравившиеся земли в лакомых локациях всеми правдами и неправдами. В самом худшем случае такой процесс может привести даже к развалу всего товарищества. Ситуацию комментирует председатель президиума координационного совета Профсоюза садоводов России, глава СНТ «Жемчужина» Ульяна Никонова:

Добавим, что в правительстве при участии сразу шести министерств — Минприроды, Минсельхоза, Минстроя, Минтранса, Минэнерго и Минэкономразвития — разработали предварительные признаки неиспользуемого садового участка. В частности, он должен быть захламлен более чем наполовину на протяжении года, а дом или другие капитальные постройки разрушены без следов восстановления в течение пяти лет. Но пристальнее всего тем дачникам, которые не хотят вдруг лишиться своих шести соток, придется следить за сорняками: если в течение года на участке ревизоры обнаружат их слишком много (на площади более 50%), то это также может стать одним из критериев отъема собственности.