Пока, судя по всему, ставка делается на мягкие меры. Например, в СовФеде призывают одновременно вносить главные принципы работы с искусственным интеллектом в Цифровой кодекс и постепенно регулировать особенно чувствительные моменты.
Разработчики же настаивают на создании СРО, чтобы не навредить становлению отрасли необдуманными шагами. Как бы то ни было, сегодня почти каждая третья компания из сегмента малого и среднего бизнеса в стране использует «умные» цифровые продукты для экономии времени, сообщили ранее аналитики НАФИ. Безусловно, помимо удобства, ИИ несет и серьезную угрозу, что и вызывает беспокойство у депутатов и чиновников. Своим мнением о ситуации в ходе пресс-конференции в ОСН поделился председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:
Председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко У нас есть традиция наказывать невиновных, награждать непричастных и регулировать то, чего не надо регулировать вообще. Когда мы говорим с вами о регулировке искусственного интеллекта, это очень похоже на регулировку, например, наводнения. Поэтому я бы изменил курс. Мы всегда хотим регулировать чуть выше, но надо начинать с азов. Мне кажется, что надо сначала разбираться с последствиями, страховкой или еще чем-то. А само средство технологии, ну, это примерно, как мы сейчас придём с вами в Академию наук, где ученые занимаются термоядерными разными делами, и законодательно полезем их регулировать. А куда мы там полезем? У нас есть для этого компетенция? Ну, нет, конечно. Помните адронный коллайдер, на который весь мир складывался, но пока вроде никому в голову не пришло выпустить инструкцию для ученых по его запуску.
К слову, Евросоюз еще в марте принял первый в мире закон, регулирующий разработку и применение искусственного интеллекта. В других странах также обсуждается ряд точечных инициатив по профилю. На этом фоне некоторые эксперты убеждены, что отдельный закон об ИИ в итоге появится и в России. Другое дело, что многие связанные с нейросетями проблемы относятся скорее к этике, как те же дипфейки, и могут решаться компаниями-разработчиками цифровых продуктов самостоятельно.