В Госдуме предложили ввести госрегулирование цен на медпрепараты после ситуации с масками.
В завышение цен на маски нет ничего противозаконного, это скорее вопрос этики. Об этом в ходе пресс-конференции в НСН заявил руководитель ассоциации Российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. По его словам, китайские коллеги в моменте предлагали по 300 рублей за штуку и, очевидно, что кто-то из бизнес-сообщества этим воспользовался. Отметим, что с начала февраля в российских аптеках практически невозможно купить средства индивидуальной защиты. В итоге власти даже ввели запрет на вывоз масок за пределы страны. Очевидно, что итоговая цель инициатив, которые сейчас обсуждают в парламенте, удержать цены на прилавках, но есть нюансы.
Руководитель ассоциации Российских фармпроизводителей Виктор ДмитриевПринимая любое решение, мы должны базироваться на принципе разумной достаточности. Инициаторы должны максимально просчитать последствия. Дело в том, что и фарм-, и медизделия – это не какая-то отдельная отрасль, которая живет сама по себе, она работает в рамках большой экономики, где есть ценообразование на топливо, к примеру, а без топлива мы не обойдемся, потому что серьезные моменты связаны с логистикой. Таблетку, которая стоит 3 рубля порой доставить из Нижнего Новгорода на Сахалин стоит 33 рубля, и все это, естественно, попадает в цену. Соответственно, если мы начинаем где-то ограничивать без возможности компенсировать для бизнеса потери, это приводит к остановке производства того или иного препарата.
В аптеках же говорят, что не только они повышают цены на медизделия, то же самое делают их производители. Как следствие, жесткая «заморозка» вероятно лишь спровоцирует дефицит. При этом есть альтернативные меры, которые ранее уже доказали свою эффективность.
Директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли ИгнатьеваПример таков: мы озвучивали свою инициативу с регулированием цен на маски аналогично тому, как было, есть и эффективно доказала себя в лекарственных препаратах, в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратах. Там, где регулируется зарегистрированная цена производителей с уровня торговых надбавок, как для оптового звена, так и для розничного звена, лекарственные препараты показали, что противовирусные препараты в цене не выросли в период этого сегодняшнего, где-то скажем, ажиотажа. Весь ажиотаж возник только там, где были маски с точки зрения роста цен, хотя подавалась информация совершенно иначе. Есть два препарата, на которые выросли цены где-то порядка на 2% и не более из противовирусных препаратов, но есть препараты, на которые цены даже снизились.
Член комитета Совета Федерации по социальной политике Сергей Леонов согласился, что сдерживать цены только на уровне аптек нелогично. Ограничения должны быть и у фармпроизводителей, и у дистрибьюторов.
Член комитета Совета Федерации по социальной политике Сергей ЛеоновВсегда найдутся мародеры, которые захотят на беде, на чрезвычайной ситуации, эпидемии нажиться и поднять цены. Тогда получается, что аптеки должны будут работать в убыток. Если будут работать аптеки в убыток, то они, соответственно, закроются, обанкротятся, и мы сделаем непоправимый ущерб в целом для отрасли. Кстати, у федеральной антимонопольной службы тоже есть предложения, они их разрабатывали в связи с этим повышением цен на маски о том, как все это дело регулировать. Понимание там есть по цене и как ее регулировать и не только для конечных продавцов фармпрепаратов, но и для производителей тоже, чтобы они там не сговаривались по ценам.
При этом участники рынка осознают, что регулирование в каком-либо виде неизбежно. Важно не перегнуть палку. В Госдуме впрочем, пока нет определенной позиции по предложенным мерам. Например, одна из встречных инициатив - обязать аптеки ежеквартально регистрировать цены на все лекарства. Устанавливать стоимость они будут самостоятельно, но менять не смогут. Также, как выяснили Известия, планируется ввести антимонопольные ограничения по количеству филиалов, которое может иметь одна аптечная сеть в стране.