Несмотря на традиционное отставание от столицы в некоторых ключевых аспектах, Петербург в вопросе развития электротранспорта имеет собственные уникальные компетенции. Как отметил вице-губернатор Кирилл Поляков, в первую очередь, это проект Обуховского завода по производству электромобилей под брендами «ENEVA» и «БАЗ». Кроме того, в Смольном напомнили о том, что передовые наработки есть и у петербургских вузов — они могут быть использованы для развития автопрома локально, этим опытом Северная столица готова делиться с Москвой, а также брать на вооружение встречные идеи коллег из столицы. Ключевая суть подписанного в рамках форума «Транспорт России» соглашения — гарантировать заказы российским производителям и поддерживать местных поставщиков комплектующих, а также максимально унифицировать процесс. Как рассказал заммэра Москвы Максим Ликсутов, транспортные системы, в том числе, например, зарядные станции, должны быть настолько идентичны, чтобы электробусы из Петербурга могли работать в столице — и наоборот. Перспективы и проблемы будущего сотрудничества регионов комментирует председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов:
Задуманная унификация, по словам экспертов, позволит российским производителям легковых машин и городского транспорта получить более широкий рынок. А это, в свою очередь, в лучшую сторону отразится на себестоимости продукции, а впоследствии — и на стоимости проезда для пассажиров. Кроме того, идентичность позволит сэкономить бюджеты, в частности, избежать параллельных инвестиций в похожие решения. Что касается личных электромобилей петербуржцев, то сейчас их число стремится к полутора тысячам — это, по данным «Автостата», шестой показатель по стране. При этом динамика положительна — только в текущем году их было зарегистрировано более 300. Развитие инфраструктуры не так впечатляет — сейчас в городе, по статистике Минпромторга, всего 160 зарядных станций, чего критически мало для комфортного использования электромобилей. Оптимальным эксперты видят наличие более полутора тысяч «зарядок», но до конца следующего года их появится только чуть больше ста. Инвесторам, вложившимся в такие объекты, частично компенсируют затраты: 60% на стоимость самой станции и треть цены за техническое подключение к сети. На эти цели в федеральном и региональном бюджетах заложено 300 миллионов рублей. Какими реальными темпами может пойти это развитие, рассуждает автоэксперт Дмитрий Попов:
Добавим, что самыми популярными электрокарами у жителей Северной столицы являются отечественный Evolute и американская Tesla. За первое полугодие 2023-го, по данным «Автостата», куплено 100 машин — 55 и 45 соответственно. Что касается электробусов, то в этом году в распоряжении «Пассажиравтотранса» находится менее 40 машин, однако к концу 2024-го Смольный планирует закупить партию из ста штук.