В 2023 году в рамках проекта «Народное топливо» машины на метан перевели почти шесть тысяч автомобилистов, в процессе находятся ещё около трёх тысяч заявок. Подробнее о преимуществах газа, а также о регионах-рекордсменах по использованию экологичного топлива — в интервью с генеральным директором компании «Газпром газомоторное топливо» Денисом Корниенко.
Максим Морозов: Новый «Москвич» на метане стал одним из самых популярных экспонатов на Петербургском международном газовом форуме. Означает ли это, что в России появляется возможность выбора именно серийных машин на природном газе? Можем ли мы сказать, что формируется полноценный рынок?
Денис Корниенко: Появилось и ещё появится в начале следующего года много новых машин в газовом исполнении, именно серийных, заводских. В предыдущие годы фактически только «АвтоВАЗ» масштабно производил легковые газовые машины. Грузовые автомобили и автобусы выпускали практически все производители, а вот с легковыми были вопросы. На этот рынок изначально вышел только «АвтоВАЗ», и многие таксисты, кстати, покупали газомоторные Lada Vesta. «Москвич» сначала сделал одну модель в газовом исполнении — «Москвич 3». На газовом форуме была представлена новая модель «Москвич 6».
Машина на газомоторном топливе стоит практически столько же, сколько на традиционном, а если говорить про господдержку, то получается равная цена. При этом газовое топливо сразу же даёт возможность экономить. Если говорить о заправках, то их построено большое количество.
Кроме «Москвича» – Geely, у них завод в Белоруссии, там выпускают автомобили в газовом исполнении. Сейчас они тоже должны пойти в серию. «Автотор» — российский, калининградский завод, тоже перепрофилировался и будет выпускать китайскую технику, в том числе в газовом исполнении. У них баллоны будут находиться в специальных нишах в кузове, потребитель даже не будет видеть, что это газовая машина.
Максим Морозов: Что сейчас пользуется большим спросом: перепрофилирование уже действующей техники, перевод её на газ, либо покупка новой техники на газе?
Денис Корниенко: Мы всегда говорим о том, что более правильный подход — менять традиционную технику на традиционном жидком моторном топливе на технику, которая выпущена в заводском исполнении и использует газовое топливо. Это и гарантия, и эстетически более понятно и приятно. Но, учитывая, что у многих предприятий нет денег сразу взять и поменять автопарк с традиционных машин на газовые, они идут путём переоборудования техники. В основном так делают таксисты, да и многие грузовые магистральные перевозчики переоборудуют свои машины в газодизельный режим, потому что сразу же получается экономия.
В этом году на Петербургском экономическом форуме мы анонсировали проект «Народное топливо», который разработали по распоряжению председателя совета директоров Газпрома Виктора Алексеевича Зубкова. Суть проекта заключается в том, что «Газпром газомоторное топливо» инвестирует в перевод транспорта на газ, и тот, кто перевёлся за наши деньги, должен у нас заправляться в течение определённого срока в определённых объёмах. Мы провели аналитику, посчитали, какой эффект был в нашей стране от использования газомоторного топлива в 2022 году.
Максим Морозов: Любопытно, поделитесь.
Денис Корниенко:
В балансе моторного топлива в 2022 году природный газ занял лишь 2%. Это немного. Но экономия транспортных предприятий за счёт использования газового топлива составила 55 миллиардов рублей, даже чуть больше. Это очень приличная цифра.
Максим Морозов: Это годовой бюджет какого-нибудь города в регионе.
Денис Корниенко: Да, и не самого маленького. Цифра будет кратно увеличиваться при увеличении объёмов потребления топлива.
Максим Морозов: Впервые на Петербургском международном газовом форуме состоялась презентация Рейтинга регионов по уровню развития рынка газомоторного топлива. Имеется в виду динамика реализации природного газа как моторного топлива и эффективность работы заправочной сети. Какие перестановки в рейтинге произошли за последний отчётный период, о чём говорят цифры?
Денис Корниенко:
Петербург в этом году стал газомоторной столицей нашей страны. Практически весь пассажирский транспорт в городе работает в газовом исполнении. Мы поздравили Петербург и вручили приз. Но хочу сказать, что, несмотря на хорошие результаты, ещё есть куда расти. С автобусами разобрались, они ездят на газовом топливе, а вопрос коммунальной техники остаётся открытым.
Максим Морозов: Вопрос в популяризации?
Денис Корниенко: Даже не в этом. Эта история не регулируется тарифом. Если предприятие, которое занимается в сфере ЖКХ, например, уборкой или мусором, сэкономило на топливе, значит, ему и в тариф заложат экономию, предприятию это невыгодно. А если бы ему оставляли тариф, как если бы его техника работала на дизеле, но её бы перевели на газ, и эта экономия оставалась бы на предприятии для того, чтобы оно могло развиваться, — это, конечно, совершенно другая картина.
Максим Морозов: Мотивировало бы.
Денис Корниенко: Совершенно верно. Мы сейчас работаем над этим. Кстати, я докладывал об этом на Госсовете. В нашей стране используется 35 тысяч газовых автобусов. Приличная цифра. А техники ЖКХ — всего лишь тысяча. И это открытый вопрос, которым необходимо заниматься.