Если в силу вступят новые правила игры, платежные услуги смогут предоставлять нефинансовые компании, например, интернет-поисковики, розничные магазины и супермаркеты. Такая возможность появится и у страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовых компаний и ломбардов. Сейчас данные услуги могут оказывать только банки и небанковские кредитные организации – при этом в ряде стран данной деятельностью могут заниматься самостоятельные институты со специальной лицензией. Предполагается, что компании смогут инициировать и осуществлять переводы с банковских счетов клиентов, принимать безналичные деньги, а также открывать электронные кошельки для малого и среднего бизнеса. Ожидается, что сокращение числа участников платежного процесса приведет к снижению размера комиссии. Впрочем, некоторые эксперты говорят о том, что это не произойдет моментально. Увеличение скорости оборота денег поможет снизить цену лишь в перспективе и при условии, что инфляция будет под контролем, считает председатель Совета саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие» Эльман Мехтиев.
Чтобы провести реформу, регулятор предлагает ввести институт небанковских поставщиков платежных услуг. Для получения нового статуса, нефинансовые организации должны быть включены в реестр ЦБ. Компаниям необходимо соблюдать минимальные требования стоимости чистых активов и антиотмывочного законодательства, а ее топ-менеджерам – соответствовать требованиям к квалификации и деловой репутации. Затем они получат право стать участниками платежных систем, в том числе – быстрых платежей ЦБ. Несмотря на очевидную пользу инициативы, не все организации смогут воспользоваться новыми возможностями, продолжает независимый финансовый аналитик Сергей Костенко.
Фактически, реформа в области платежных услуг – это часть перехода к регулированию по видам деятельности на финансовом рынке. Иными словами, речь идет об установлении общих правил для организаций, деятельность которых имеет одинаковое экономическое содержание, например, для банков и микрофинансовых компаний. За основу новой системы взято регулирование рынка в Южной Корее, который разделен на три сектора. Для каждого из них установлены свои правила, вне зависимости от субъекта.