Речь идет об увеличении максимального расстояния от места жительства до станции техобслуживания вдвое, до 100 км. С такой инициативой в адрес Минфина и ЦБ выступил Российский союз автостраховщиков. Также, как пишут «Известия», в организации просят разрешить компаниям выдавать направление на ремонт в сервис, который выбрал сам клиент, даже если у страховой не заключен с ним договор.
Изменения, по замыслу инициаторов, позволят эффективно ремонтировать транспорт в условиях дефицита запчастей. Сейчас, напомним, в подавляющем большинстве случаев клиенты получают денежную выплату, которой далеко не всегда хватает на восстановление, особенно в случае серьезного ДТП. Чаще всего, по словам экспертов, гражданам приходится доплачивать до 20% стоимости ремонта из своего кармана. И это при том, что в июле средняя выплата по полису установила новый рекорд и составила более 110 000 рублей, что, по оценке РСА, почти на четверть больше, чем в 2023 году. Мнение автоюриста Дмитрия Славнова:
Автоэксперт Дмитрий Славнов Оптимально, чтобы автовладельцу выдавали направление на ремонт в его сервис. Во-первых, он сам выбирает сервис по отзывам, по знакомым, а, может, он там был. И уже весь свой негатив в адрес СТО он уже убрал, потому что он изначально дружественный. Даже если где-то будут небольшие недочеты, то автовладелец к этому будет относиться более лояльно, более спокойно. Вот у меня, например, есть знакомые, которым я полностью доверяю. Я знаю, что мне хватит тех денег, которые полагаются от страховой. Они все найдут и сделают, потому что это небольшие автосервисы, они заинтересованы сделать качественно и хорошо. У них не такой огромный поток клиентов.
Решить вопрос с ремонтом транспорта власти пытаются с 2022 года, когда основные участники автомобильного рынка покинули страну. Недавно, например, в Госдуму внесли законопроект об увеличении срока восстановления по ОСАГО с 30 до 45 дней. Однако решить проблему окончательно это вряд ли позволит. По оценкам некоторых аналитиков, время доставки запчастей сейчас составляет от 25 дней до полугода, а часть санкционных деталей и вовсе недоступна для заказа из России. Комментирует автоэксперт Владимир Сажин:
Автоэксперт Владимир Сажин Если машина завязана в узел, но ущерб не признан тотальным, то ее за 45 дней не отремонтируют. Одна только разборка, покраска и сборка займут больше, чем 45 дней. Здесь нужно исходить из реальных сроков ремонта. И эти сроки должны быть гибкими. Если у нас действительно серьезный ремонт, то сроки должны быть от 15 до 60 дней, допустим. Страховые компании устанавливают же потолок стоимости базовой страховки ОСАГО, давайте сделаем такую же вилку по срокам восстановления. Я думаю, что это будет работать.
Кроме того, в ЦБ готовы в перспективе рассмотреть свободное ценообразование по «автогражданке». Такой шаг, по мнению страховщиков, позволит изменить ситуацию, когда за счет ответственных водителей по сути происходит субсидирование рисковых сегментов. При этом, по прогнозам, для большей части автолюбителей полис станет дешевле. Повышение же затронет не более 30% клиентов.