Сегодня сложно представить развитие продаж самых разных товаров без маркетплейсов. По данным экспертов, внутрироссийский рынок электронной торговли каждый месяц становится больше, чем предыдущий. Объем трат на российских маркетплейсах в 2023 году вырос в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом, количество покупок увеличилось на 63%. Поэтому знать особенности работы с платформами просто необходимо для любого предпринимателя, осуществляющего розничную продажу товаров.
Для начала нужно внимательно и с умом выбрать форму ведения предпринимательской деятельности при продаже на маркетплейсе — получить статус самозанятого или индивидуального предпринимателя, создать общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.
Во-вторых, важно проанализировать уникальность своего товара и грамотно оформить права на его распространение (в том числе проверить товар на предмет нарушения права интеллектуальной собственности; оформить Ваше право на реализацию товара, во избежание споров о контрафактности). Если вы — официальный дистрибьютор какого-либо бренда, товар может получить на площадке дополнительную защиту (как минимум можно облегчить путь борьбы с аналогичным товаром или контрафактом).
***
При выходе на маркетплейсы необходимо внимательно изучить все представленные на площадке документы, учесть комиссию (ее размер зависит от площадки и составляет от 5 до 20% от суммы конечных продаж). Не стоит также забывать и о высокой конкуренции, в том числе, в связи с новыми китайскими поставщиками.
Инвестировать или нет в дорогостоящее обучение по торговле на маркетплейсе — зависит от вас. Можно просто воспользоваться обучающими материалами самих площадок. Они доступно рассказывают обо всех тонкостях.
Продажи на маркетплейсах — это игра по правилам самих маркетплейсов. Адаптироваться к ним — можно, однако необходимо выработать соответствующую стратегию. Рекомендую обратиться за консультацией к официальным сервисным партнерам или юристом. Они укажут на то, что не погруженный в специфику человек не заметит, — ведь в дальнейшем такие ошибки могут привести к убыткам.
Существует несколько схем по работе с маркетплейсами, название которых может меняться в зависимости от площадки, однако суть остается неизменной
Рассмотрим каждую из схем:
- FBO (Fulfilment by operator) — продавец занимается продажей и своевременной поставкой товаров на склад маркетплейса, тогда как обработкой заказов, оформлением возвратов, хранением и самой доставкой товаров к покупателю занимается онлайн-площадка. Такая схема работы позволяет значительно сократить как временные затраты, так и денежные. Стоит отметить и недостатки: упаковка товара от маркетплейса не всегда бывает качественной, из-за чего при транспортировке возможна как порча упаковки, так и нарушение целостности хрупких товаров. Несмотря на то, что упаковкой и доставкой товара занимается маркетплейс, претензии от покупателя будут направлены в адрес продавца, что может повлиять на его рейтинг и на рейтинг товара. Также данная схема несет риски утраты и повреждения товара для продавца в случае, если что-то случится с товаром на складе маркетплейса, на который продавец не может повлиять (яркие примеры — пожары на складах Ozon, Wildberries). При этом, безусловно, по общему правилу маркетплейс несет ответственность за хранение товара, вот только чаще всего в публичных офертах не установлены сроки выплаты компенсаций пострадавшим продавцам;
- FBS (Fulfilment by seller) — продавец занимается упаковкой и хранением товара на собственном складе, а маркетплейс осуществляет доставку товара до покупателя. Важно отметить, что при такой схеме комиссия платформы меньше, чем при схеме FBO. Очевидными плюсами схемы является исключение затрат за хранение, обработку и упаковку товаров, ответственность за упаковку — на продавце. К минусам же можно отнести необходимость иметь собственный склад, штат сотрудников, постоянный мониторинг заказов к сборке и упаковке, большие временные затраты на обработку заказов, упаковку и поставку товаров на склад;
- DBS (Delivery by seller) — продавец сам осуществляет доставку товаров покупателю, маркетплейс только размещает товар на своей площадке. Такой формат взаимодействия с платформами выгоден для тех, кто поставляет скоропортящиеся продукты, цветы и иные товары, которые запрещены к поставке на склад маркетплейса. К плюсам также можно отнести возможность доставки в места, где отсутствуют склады и распределительные центры платформ. Из минусов — доставка товаров в другие регионы выйдет гораздо дороже и длительнее по времени.
***
Еще один из наиболее распространенных вопросов: особенности налоговых режимов в сфере получения дохода с продаж на маркетплейсах. Рассмотрим подробно каждый из них
УСН — Упрощенная система налогообложения, применяется как юридическими лицами, так и ИП:
- «Доходы» — налогом облагается сумма, уплаченная покупателями, без вычета расходов, по ставке в 6% или 8% (в зависимости от выручки и численности штата), применяется при небольших доходах и расходах, невозможности подтверждения расходов;
- «Доходы минус расходы» — налогом облагается сумма, уплаченная покупателями за вычетом расходов по ставке в 15% или 20%, расходы могут быть подтверждены. Важно помнить, что для УСН Налоговый кодекс устанавливает закрытый (ограниченный) перечень расходов.
Следует учитывать, что в каждом регионе страны могут быть установлены свои ставки налога. Так, например, в Санкт-Петербурге базово ставка налога при применении УСН «доходы» составляла 6%, «доходы-расходы» — 7%, а в определенных случаях и ниже — Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2009 N 185-36 «Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» установлены требования и критерии для применения пониженных налоговых ставок.
ОСНО — Общая система налогообложения, применяется автоматически как юридическими лицами, так и ИП
- Организации выплачивают налог на прибыль по ставке 20% + НДС 10% или 20% в зависимости от категории товара;
- ИП выплачивает 13% НДФЛ + НДС 10% или 20% аналогично в зависимости от категории товара (при высоком уровне дохода НДФЛ составит 15%).
Важно учесть, что при определении цены для торговой площадки НДС должен включаться в стоимость товара, при определении налоговой базы расходы учитываются и подтверждаются закрывающими документами.
НПД — Налог на профессиональный доход, применяется самозанятыми
Основной нюанс заключается в том, что самозанятые могут реализовывать только товары собственного производства, перепродажа и продажа подакцизных товаров и товаров, требующих специальную маркировку запрещена.
К отличительным чертам режима стоит отнести отсутствие обязательных страховых взносов, отчетности, а размер налога, подлежащего к уплате, автоматически рассчитывается в приложении «МОЙ НАЛОГ» после внесения данных о проведенных продажах.
Предусмотрены следующие налоговые ставки:
- 4% с продаж физическим лицам;
- 6% при выкупе товара маркетплейсом, а также при продаже товара юридическим лицам или ИП.
***
Компенсации, предусмотренные маркетплейсами
Важно понимать, что каждая торговая площадка предлагает свои условия товарной компенсации.
Так, OZON выделяет следующие типы компенсации:
- списание брака: если товар был повреждён на складе Ozon; если покупатель вернул повреждённый товар — только для схемы FBO;
- списание недостачи — если товар был утерян на складе OZON;
- списание по утилизации в доставке — если товар был поврежден или утерян при доставке службой OZON;
- начисление по претензиям — если товар был поврежден или утерян при перемещениях между складами OZON.
Итоговая сумма компенсации рассчитывается по формуле: Размер возмещения = (Действительная стоимость товара - Вознаграждение за продажу товара - Вознаграждение за услуги логистики - Вознаграждение за услугу последней мили) / (1 + ставка НДС).
Wildberries не размещает в публичном доступе информацию о товарной компенсации, однако в октябре 2023 года было принято решение о компенсации продавцам стоимости товара в случае его подмены.
Маркетплейсы и товарные знаки
На данный момент наличие товарного знака является обязательным не для каждой торговой площадки, но в случае его отсутствия именно продавец несет ответственность, если случаются судебные споры. Также важно отметить, что при нарушении чужих прав маркетплейсы блокируют нарушителя без последующей возможности восстановить или открыть новый личный кабинет.
Сам товарный знак будет являться преимуществом перед продавцами, занимающихся реализацией аналогичного товара, но не имеющих товарный знак — обладатель товарного знака может подать жалобу на конкурента, вследствие чего он будет признан нарушителем. В таких случаях платформы поддерживают продавцов с зарегистрированным товарным знаком.
***
И последнее, о чем хотелось бы сказать — наводите справки о том, каким образом выбранная платформа страхует товар, и страхует ли вообще. Отсутствие страховки в случае уничтожения товара может привести к ощутимым убыткам.