С каждым годом количество пользователей социальных сетей в России растет:
- аудитория «ВКонтакте» за 2024 год выросла на 5% и составила 55 миллионов человек;
- YouTube смотрят 46 миллионов россиян;
- Telegram увеличил охват почти на 10 миллионов — с 52 миллионов в июне 2023 года до 61 миллионов пользователей в июне 2024-го.
В связи с этим происходит активная цифровизация бизнеса: речь не об автоматизации процессов, а о создании виртуального «представителя» в социальных сетях. У многих компаний появились каналы на популярных видеохостингах и почти у всех — бизнес-аккаунты в мессенджерах.
Но что представляют собой эти удобные инструменты продвижения и коммуникации в правовом поле? В настоящее время отсутствуют легальные определения «аккаунта» и «бизнес-аккаунта».
Судебная практика признает и то, и другое объектом гражданских прав:
- он может быть продан как часть предприятия (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 № 13АП-30540/2017 по делу № А21-6695/2017)
- или в составе имущественного комплекса предприятия (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 08.06.2021 № С01-817/2021 по делу № А08-7337/2019).
Научно-консультативный совет при Суде по интеллектуальным правам высказал позицию, согласно которой исключительное право на контент, формируемый на странице в социальной сети, принадлежит именно пользователям. Таким образом, тексты, фотографии или видеоматериалы, создаваемые компанией, могут признаваться результатами интеллектуальной деятельности. (протокол № 24 заседания Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам от 27.11.2024 года)
Неоспоримо, что помимо творческой составляющей, аккаунт является действенным механизмом по конвертации подписчиков — людей, которые уже знают о продукте и следят за вашей деятельностью, — в клиентов. В этот момент возникает ситуация потенциальной опасности: с одной стороны — охват большой аудитории, повышение узнаваемости, с другой — репутационные риски. Так, недавно, злоумышленники взломали аккаунт службы поддержки Ozon в социальной сети «ВКонтакте» и запустили фишинговую рассылку под предлогом розыгрыша. Известно множество историй созданий фейковых страниц и кражи аккаунтов.
Однако привлечь к ответственности саму социальную сеть не получится: в пункте 8.11 Пользовательского соглашения компания полностью отказывается от ответственности: «ни при каких обстоятельствах администрация сайта или ее представители не несут ответственность перед пользователем или перед любыми третьими лицами за любой косвенный, случайный, неумышленный ущерб, включая упущенную выгоду или потерянные данные, вред чести, достоинству или деловой репутации, вызванный в связи с использованием сайта, содержимого сайта или иных материалов, к которым вы или иные лица получили доступ с помощью сайта, даже если администрация сайта предупреждала или указывала на возможность такого вреда».
По принципу AS IS (как есть) функционируют и другие социальные сети: они предоставляют площадку для размещения контента и взаимодействия, но гарантировать безусловную безопасность и бесперебойность не могут.
Другим деликатным вопросом является обмен персональной информацией на таких ресурсах. Нередко компании используют чат-боты для оптимизации взаимодействия с клиентами, при этом нельзя забывать требования к обработке персональных данных: у пользователя должна быть возможность ознакомиться с политикой конфиденциальности, а также он должен дать согласие на обработку такой информации.
Какие еще действия надо предпринять для защиты бизнеса?
- Регистрировать аккаунт на собственника бизнеса или на корпоративный телефон. Это позволит не потерять страничку при увольнении работника;
- не публиковать экстремистские материалы, не призывать употреблять наркотики и психотропные вещества, не дискредитировать вооруженные силы Российской Федерации, не оскорблять других пользователей;
- не нарушать требование к рекламе. Страница в социальных сетях — такая же рекламная площадка, как и сайт, и на неё также распространяется закон о рекламе. Также лучше не отзываться некорректно о конкурентах, чтобы не стать нарушителем положений закона о конкуренции;
- не копировать контент без согласия автора. В прошлом году Арбитражный суд Московской области (Дело № A41-101804/2023) обязал риелтора выплатить 300 000 руб. в пользу автора, у которого он скопировал Reels в Instagram* (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ). Это также относится к картинкам и другим результатам интеллектуальной деятельности, которые найдены на просторах интернета.
- внести страницу в реестр блогеров: с 1 января 2025 года владельцы аккаунтов с аудиторией в социальных сетях с аудиторией более 10 000 подписчиков обязаны представить информацию о себе в реестр Роскомнадзора. Это касается как физических, так и юридических лиц.
Как говорил Лопе де Вега, «Прогресс — это лучшее, а не только новое». Чтобы ваша цифровая площадка бизнеса стала лучшей, она должна быть современной и защищенной от конкурентов, хакеров и нарушений.
* — принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.