Исследования, проведенные еще в пандемию, показывают, что треть россиян вовсе не хотят знакомиться с соседями, а готовы активно узнавать друг друга лишь 20% граждан. Но девелоперы все чаще стараются дать жильцам такую возможность. Ведь быть интровертом не порок, а люди, погруженные в себя, вовсе не обязательно игнорируют окружение.
Люди не хотят контактировать отчасти от того, что у них просто нет такой возможности. Здорово создать атмосферу, которая в конечном счете будет привлекать новых жильцов и упростит коммуникацию со старыми. Но для создания атмосферы нужна инфраструктура. Особая, а не только детские и спортивные площадки, скамейки или зеленые зоны.
Рынок это чувствует, и такая инфраструктура становится если не обязательной, то как минимум желательной. Да, это расходы, но это же и конкурентное преимущество. Так, в середине сентября крупный петербургский застройщик объявил об открытии в новых проектах комьюнити центров — пространств для встреч, творческих занятий и даже работы. И заодно сообщил о создании похожих мест в старых проектах.
Пионерами в создании инфраструктуры общения можно считать апарт-отели. Это понятно. Их коммерческий успех еще в большей степени зависит от создания среды, в которой люди могли бы и работать, и общаться. К тому же, наибольшая готовность к такому общению у тех, кому сейчас 25-35 лет, а это и есть основная аудитория апартаментов. На круглом столе, организованном конкурсом «Доверие потребителя», участники рынка апартов перечислили способы порадовать жильцов: праздники с приглашенными ведущими, соревнования, просмотры фильмов.
Конечно, во всем этом надо знать меру. Чтобы не отпугнуть и не вызвать негатив со стороны тех, кто хочет оградить свою жизнь тем самым высоким забором. Про российскую статистику я упомянул, а общемировая тоже показывает — в городах, с их безумным ритмом жизни потребность в общении существенно ниже. Есть и национальные особенности: например, в южной и восточной Европе внутридомовое общение развито сильнее, чем на севере или в центре.
Хотя, помню, как в Германии я присутствовал на празднике, который жильцы нового дома устроили перед заселением — для строителей и для самих себя. Скинулись, познакомились, повеселись — главное, соблюли меру, не прекратив общение в панибратство…
В завершение — наблюдение, основанное на любопытной статистике от ВЦИОМ. Примерно четверть россиян считает, что большинству людей можно доверять. Но чем богаче люди, тем выше эта доля: среди тех, кто оценивает свое материальное положение, как хорошее, она составляет 30%. То есть, можно сказать, что приглашение к общению в новых проектах ложится на благодатную почву: ведь покупатели жилья обычно люди не бедные.