Деление на «вторичку» и новостройки на рынке загородной недвижимости… Оно ещё более явное, чем в городах. Первая группа — в основном, сезонные дачи разного состояния. Вторая — коттеджные поселки и с нуля размеченные участки с подрядом и без. То, что осваивают и продают девелоперы и что прекрасно отражено в отчетах аналитиков, дающих представление о сегменте в целом.
Год для нового загородного строительства начинался очень хорошо, при том, что и предыдущий был успешным. Число сделок в первом квартале в окрестностях Северной столицы в годовом исчислении выросло по разным оценкам от четверти до трети. В масштабах страны замечали и 50-процентную динамику. Но вот к концу году эксперты «Петербургской недвижимости» фиксируют падение и спроса, и предложения. Последнее за год сократилось на 20%. Мы идем по графику 2022 года, а это было время потрясений.
Что ищут покупатели? В качестве источника получения дохода загородные объекты рассматривают немногие — предложений даже с гарантированным доходом становится все больше, но они недешевы. Это, по сути, элитные проекты, с точки зрения процента прибыли уступающие тем же апартаментам.
Так что чаще берут для себя: 7 из 10 покупателей выбирают участок, до которого от города не более 40 километров. Лишь каждый 25-й годов ехать до дачи больше 100. Доля сделок с участками без подряда составляет 86%, что тоже можно объяснить финансовыми резонами.
Ведь все дорожает. Земля в среднем по России за 2,5 года выросла в цене вдвое. Средняя сотка земли в Ленинградской области в новых проектах стоит сейчас около 330 000 рублей.
Ожидать, что будет дешевле, не приходится — в рублях уж точно. И дело даже не том, что конкретно в Ленинградской области сокращается предложение. Эскроу-счета никак не способствуют снижению цен. Стройматериалы подорожали — разброс оценок от 10% до 30% за год, рабочая сила тоже. Да и земля в условиях нестабильности остается востребованным активом… Правда, купленные под ИЖС участки с 1 марта теперь придется оперативно, чуть ли не за год, начать осваивать. Но это тема для отдельной передачи.
Опрос «Домклик», проведенный весной этого года, показывает вроде бы отличные перспективы рынка загородного строительства. Две трети опрошенных хотят жить именно в доме. Еще четверть — думают об этом. Но такие массовые «хотелки» кажутся, уж извините, маниловскими. Все-таки загородный дом, да еще рядом с мегаполисом — это чаще роскошь, радость выходного дня. Да и по весне перспективы покупки могли казаться более реальными.