Некоторые показатели почти достигли пиков марта 2020 года, другие, и вовсе, близки к 4-летним максимумам. В первую очередь люди обратили внимание на удорожание продуктов питания, услуг ЖКХ, а также медикаментов. На данный момент остается открытым вопрос, увидим ли мы локальный всплеск индексов на фоне транспортного кризиса в Суэцком канале.
Наблюдаемая населением инфляция подбирается к отметке 13%, прибавляя почти 0,5 п.п. к прошлому месяцу. Интересно, но рост показателя в марте отметили те респонденты, у которых, согласно опросу, есть сбережения. И наоборот, люди в наиболее уязвимом финансовом положении отмечают снижение и ожиданий, и оценок изменения потребительских цен. Сам ЦБ считает, что это связано с высокой чувствительностью последних к ценам на социальные товары и анонсированным мерам по их сдерживанию. Оценки более обеспеченных групп населения регулятор воспринял как сигнал о росте устойчивых факторов со стороны спроса. Доля тех, кому удалось увеличить свои сбережения в марте снизилась до 25%, хотя о склонности к накоплению временно свободных средств заявили порядка 60% опрошенных. Главной составляющей повышения цен респонденты назвали колебания курса рубля к валюте.
Ожидания по ценам производителей также продолжают стремиться вверх. Максимально стрессовые отметки наблюдаются среди опрошенных в торговом секторе и среди обрабатывающих производств. Предприятия продолжают делать ставку на восстановление спроса при заметном росте собственных издержек. Речь идет об изменение стоимости сырья, комплектующих, материалов и топлива. На фоне увеличения стоимости закупок, розница закладывает средний темп прироста цен в ближайшие три месяца на уровне 6,1%. Это лишь немногим меньше, чем мы наблюдали в момент ажиотажного спроса на продукты питания перед локдауном.
Еще одним фактором роста цен может стать локальный сбой в поставках из-за прекращения навигации в Суэцком канале. Помимо задержек в поставках нефти, насыпных грузов и контейнеров, несмотря на начало разблокировки транспортного коридора, продолжает ощутимо расти стоимость морских грузовых перевозок. На некоторых маршрутах стоимость доставки контейнера выроста до $8 тыс. или в 4 раза относительного прошлого года.