С начала года Петербург посетили почти 8 миллионов путешественников, это на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года, рассказал председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. В Смольном, в том числе, делают ставку на развитие промышленного туризма. Вопрос — в кадрах. Более 60% учеников 9-х классов планируют продолжить обучение в колледжах, заявила вице-премьер Татьяна Голикова. Вузы, в свою очередь, испытывают нехватку абитуриентов. И, наконец, заместитель председателя Законодательного собрания Петербурга Павел Иткин внес законопроект, который вводит мораторий на аренду электросамокатов до 2027 года. По словам депутата, большинство горожан от них устало, и необходима пауза, чтобы уладить все проблемы со средствами индивидуальной мобильности. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с генеральным директором «Фирмы Изотерм» Викторией Нестеровой.
Максим Морозов: Председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев заявил, что с начала года Петербург посетили почти 8 миллионов путешественников, передает «Интерфакс». Правда, по словам экспертов, власти совсем не вовремя вводят курортный сбор. Если же говорить о туризме ближе к вашей сфере деятельности, к промышленности, каковы перспективы развития промышленного туризма?
Виктория Нестерова: Воспользовались ситуацией, я считаю, абсолютно не вовремя. Зачем это нужно делать? Но что сделано, то сделано, мы живем с этим. В принципе, сумма курортного сбора для наших туристов не очень значительная, поэтому пережили.
Что касается промышленного туризма, его нужно очень активно развивать. Например, буквально несколько дней назад я была в Красноярске, на заводе, который производит алюминий. У них в рамках промышленного туризма открытый доступ. Можно записаться, можно туда поехать. Огромный завод, который показывает уникальное оборудование. Нам не хватает площадок, которые показали бы уникальность и масштабность. Все-таки у петербургской промышленности своя специфика, у нас много гособоронзаказа, куда доступ закрыт. У нас много предприятий фармацевтического кластера, там тоже есть определенные ограничения. Поэтому не думаю, что промышленный туризм для нашего региона будет каким-то знаковым путем развития.
Максим Морозов: Виктория, будет ли полезно развитие промышленного туризма с точки зрения маркетинга самих предприятий, самих заводов?
Виктория Нестерова:
Я не думаю, что, с точки зрения маркетинга, промышленный туризм имеет какое-либо значение для самих предприятий. Организации, в которых есть что посмотреть, самодостаточны, им нет никакого смысла продвигать себя через промышленный туризм. Но это интересно в качестве популяризации рабочих профессий, чем мы с вами, в том числе занимаемся, в качестве демонстрации того, что у нас в принципе развивается промышленность.
Максим Морозов: Как раз переходим к теме, одной из наших любимых, —кадровое обеспечение промышленности. Две трети российских школьников отказались от высшего образования. Ученики девятых классов планируют продолжать обучение в колледжах. Как можно оценить эти цифры?
Виктория Нестерова: Я посмотрела на эти цифры. Они меня удивили, особенно, если учесть, что председатель комитета по промышленной политике Кирилл Соловейчик совсем недавно озвучил, что у нас огромный дефицит колледжей, и все желающие поступить в колледжи не имеют такой возможности. А уж если две трети захотят поступить в колледжи, то у нас нет столько колледжей, куда бы смогли поступить эти дети! С другой стороны, если отойти от двух третей, от этих странных цифр, то тенденция понятна. Я очень рада, что наблюдается эта тенденция. Уже очень много лет, и мы с вами, Максим, в том числе, говорим, что нужно популяризировать рабочие профессии.
Сейчас огромный дефицит кадров в промышленности и в смежных строительных отраслях. В связи с этим там очень высокий уровень оплаты труда, организовано внутреннее обучение.
То, что сейчас дети стали смотреть на колледжи — это прекрасно. Но я вижу, здесь еще один большой минус — это то, что у нас реально снижается качество высшего образования. В вузах преподают люди, которые просто оторваны от реальной деятельности. Это я абсолютно точно знаю. Специалистов, которые выходят после пяти лет обучения, надо обучать заново.
Ещё один большой минус у нас — это профориентация. Сегодня эта программа усиливается, в школах вводится специальный курс по профориентации. Самая большая проблема, даже если ребенок понимает, что не будет поступать в колледж, а будет получать высшее образование — «куда пойти учиться?». Это огромная проблема! Народ просто не понимает, к чему у них способности, чем они хотят заниматься. Профориентация — очень слабое место.
Максим Морозов: Виктория, вы лучше меня знаете, в Петербурге на предприятиях возрождается обучение молодежи. Заводы получают образовательные лицензии, развивается подзабытый советский институт наставничества.
Виктория Нестерова: Сегодня без института наставничества не будет работать ни одно промышленное предприятие, такая практика точно будет развиваться.
Чтобы популяризировать получение промышленными предприятиями лицензии на образовательные услуги, необходимо снизить требования для ее получения. Сейчас для того чтобы получить лицензию у тебя должны быть преподаватели, должны быть определены требования к людям, которые будут читать лекции, должны быть классы и помещения. Это могут себе позволить только крупные государственные либо около государственные компании.
Для малого и среднего бизнеса эта история на сегодняшний момент недоступна. Мы просто физически не в состоянии выполнить все требования, которые необходимы для получения лицензии. Можно делать хотя бы какую-то коллаборацию внутри промышленных зон, если мы сегодня не можем получить эту лицензию. А мы, к сожалению, не можем ее получить.
Максим Морозов: Наконец, третья тема. Заместитель председателя Законодательного собрания Петербурга Павел Иткин внес законопроект, который вводит мораторий на аренду электросамокатов до 2027 года. Достаточно спекулятивная тема. В целом, как вам такой ход — полный запрет на определенный срок?
Виктория Нестерова: Максим, буквально две недели назад мы с вами обсуждали и надеялись на то, что наши руководители изобретут суперметод, который позволит регулировать этот процесс. Что где-то можно будет ездить, где-то нельзя, возможно нужно будет получать какие-то разрешения… В результате, что мы получили? Запретить! Потому что все, что нужно организовывать, к чему нужно писать правила, придумать, как это все урегулировать — это оказалось слишком сложным.
Я понимаю, что есть определенные проблемы с безопасностью и с травматичностью, но вопрос просто в отсутствии правил и в обучении пользователей этих самокатов. Придумайте правила и придумайте как это все контролировать! Запретить — это самое простое и, наверное, не самое действенное.
Максим Морозов: Согласен. Мне кажется, здесь еще необходимо учесть позицию ГИБДД.