Максим Морозов: Начнём с ареста Сергея Харлашкина. В чём особенность «Дела Метростроя», на ваш взгляд?
Владимир Полуянов: Мы, как специалисты по банкротству, скорее, следим за гражданско-правовыми отношениями «Метростроя» с кредиторами, потому что там дело совсем не типичное, не классическое. Но поскольку мало какие экономические дела обходятся без уголовного сопровождения, мы поглядываем и на новые назначения чиновников козлами отпущения.
Максим Морозов: В чём нетипичность «Дела Метростроя»?
Владимир Полуянов: На мой взгляд, нетипичность «Дела Метростроя» в том, что у него совершенно очевиден заказчик, его никто не скрывает, многие вещи называются своими именами. Почему-то это считается совершенно нормальным.
Максим Морозов: Харлашкина в то время называли кризис-менеджером, тем удивительнее арест. Здесь больше политики, поскольку метро в Петербурге — это болезненная тема? Либо пытаются разобраться с юридической точки зрения?
Владимир Полуянов: Нет, конечно, никто с юридической точки зрения здесь разбираться не собирается, на мой взгляд, это исключительно политическая активность. Нельзя допускать нарушения расчётов с кредиторами в таком объёме, как у «Метростроя», и при этом никого не наказать в уголовно-правовом поле! Конечно, это дело должно было стать показательным не только для Петербурга, но и для всей России. А какое показательное дело может обойтись без показательной посадки? Здесь судить очень сложно, с учётом того, что мы явно не обладаем всей полнотой информации о том, какие ему поступают предложения о заключении соглашения со следствием, насколько он может быть полезен.
Может быть, напротив, ситуация такая, что никто не собирается изучать показания Харлашкина, потому что это потребует привлечения новых фигурантов. Поэтому, я думаю, сейчас будет происходить очень активная процедура торговли между его адвокатами и следствием, пока они не найдут какой-то общий предмет для торга и взаимовыгодные условия для того, чтобы обменять более мягкий приговор на какие-то сведения, которые могут быть полезны. Перед ним сейчас, скорее всего, будет стоять выбор одного из двух: либо о чём-то молчать, либо, наоборот, о чём-то рассказывать.
Максим Морозов: Ещё одна тема — скандальный законопроект о едином рекламном операторе, который, по словам аналитиков, монополизирует рынок. Какими могут быть последствия, если документ примут в данной редакции?
Владимир Полуянов: Если закон будет принят в том виде, в котором сейчас существует законопроект, то я и мои коллеги, которые специализированно занимаются банкротствами, будут счастливы. Потому что к нам выстроится очередь из всех операторов рекламы, которые пойдут по миру после принятия этого закона, и мы будем жить очень хорошо.
Как жителю, мне было бы приятно, если бы рекламные конструкции были более облагорожены, чтобы перестали появляться на столбах эти листовки, известные каждому петербуржцу, содержание которых невозможно объяснить детям…Если говорить о более широком интересе населения страны, то вы совершенно правы: это будет очередная монополия. Да, нам не привыкать к монополиям, у нас есть и государственные монополии, и частные монополии… Квазигосударственные монополии. Одной больше, одной меньше, нам уже не привыкать.
Максим Морозов: Интим-услуги обычно.
Владимир Полуянов:Да. При этом, мы, конечно, понимаем, что принятие этого закона никак не повлияет на то, что касается каждого из нас, как жителя, как человека в быту. Это просто способ переделить рекламный рынок.
Максим Морозов: Кстати, одно из обоснований — законопроект принимается в целях безопасности, чтобы рекламные мониторы не взломали и не запустили незаконный контент.
Владимир Полуянов: На мой взгляд, это обоснование насколько смешно, настолько же при этом стало привычным.
Мотивировка для обоснования чего угодно — «кругом враги, страну надо спасать». Понятно, что ничего подобного за идеей законопроекта о едином рекламном операторе не стоит. Это исключительно экономические интересы одних игроков рекламного рынка против других игроков рекламного рынка. Очевидно, что старые крупные игроки чуть сдали позиции в Госдуме, новые — нарастили себе ресурс, который позволяет протаскивать законопроекты, и теперь через этот механизм захватывают рынок в большем объёме.
Максим Морозов: Третья тема — «тема выходного дня», скажем так. Владимир Путин заявил, что при борьбе с алкоголизмом нельзя ничего запрещать и завышать цены, нужна пропаганда здорового образа жизни. Как вам такая точка зрения?
Владимир Полуянов: Очень приятно услышать от Путина в середине 2022 года разумные вещи, вроде того, что «давайте перестанем всё на свете запрещать».
Уж что-что, а запрещать-то мы умеем очень хорошо, у нас, наверное, одно из лидирующих мест в мире в плане запретительной юриспруденции.
Когда мы говорим про просвещение, которое на самом деле пропаганда, тут нам вообще равных почти нет. Я не сомневаюсь, что с тем ресурсом, который наработан у органов государственной власти, мы можем довести до сведения населения мысль, что употреблять алкоголь не хорошо, надо заниматься спортом, вообще не надо грустить, надо радоваться.
Максим Морозов: С талантливыми пропагандистами у нас проблем нет, только дать задание – и они всё доходчиво объяснят.
А если посмотреть ещё дальше, ведь какие перспективы открываются! Это сколько же можно бюджетных средств освоить на постройке спортивных площадок, бассейнов. Это в кои-то веке будет расходование бюджетных средств по делу и в интересах населения.Владимир Полуянов: У нас готовая армия пропаганды, она ничуть не уступает вооружённым силам, я считаю. Молодцы ребята, умеют, руку набили!
Максим Морозов: Владимир, а нас с вами можно распропагандировать? Я имею ввиду отказ от алкоголя в пользу ЗОЖ.
Владимир Полуянов: Максим, я боюсь, что с нашим с вами опытом и наработанной годами зависимостью уже поздно пропагандировать, а молодёжь спасти ещё, конечно, можно.
Максим Морозов: Как говорил незабвенный Джон Сильвер: «Посмотрите на эти лица, это всё опытные моряки!»
Владимир Полуянов: Максим, это звучит как тост!
Максим Морозов: Предлагаю на тосте и закончить. Владимир, спасибо!
Владимир Полуянов: Спасибо большое и вам, Максим, всего доброго!