Максим Морозов: Начнём с реновации. Как вы, как законодатель, оцениваете качество самого закона?
Ирина Иванова: Этот рамочный закон – ни о чём. Дело в том, что отсылки есть ко всем кодексам: и к Жилищному кодексу, и к федеральному законодательству, поэтому нормальному человеку понять всё это достаточно сложно.
В рамочном законе определено, что все вопросы будут решать исполнительные органы власти: и порядок осуществления реновации, и списки, и дома, которые будут голосовать на собрании, и территории. Для нас исполнительные органы власти не всегда открыты.
Конечно, они сейчас становятся более открытыми, уже даже Линченко даёт интервью.
Максим Морозов: Но всё равно, Ирина Владимировна, Линченко на все вопросы не ответит. Например, как будет рассчитываться рыночная стоимость квартиры?
Ирина Иванова: Я живу на улице Дрезденской, рядом со мной строится «Светлана». Вы вообще в курсе, сколько там стоит однокомнатная квартира? Если я продам свою трёхкомнатную, то вряд ли возьму там однокомнатную, наверное, буду покупать чулан. Поэтому здесь рыночная оценка тоже существенная. Панельные дома, конечно, никогда не ценились. С другой стороны, мы с вами ощущаем панельные дома как комфортную среду.
Максим Морозов: К тому же это малоэтажные дома.
Ирина Иванова: Правильно, это малоэтажные дома! Это очень зелёные районы. Приближенные к метро. К 2050 году нам обещают ещё 89 станций… Понятно, что либо ишак, либо падишах… Во-вторых, Линченко правильно объясняет, что всё будет по нормам.
Что такое норма парковки? Сколько парковочных мест у нас около дома? Да практически нисколько! Далеко не на каждую квартиру, не более, чем на 40%.
Максим Морозов: Болезненный вопрос, который также не снят: куда будут переселять из кварталов реновации?
Ирина Иванова: В районе муниципального округа, наверное, не получится, потому что достаточно много муниципальных округов, и понятно, что эти кварталы пересекаются. Я вообще не понимаю, что такое квартальная застройка и как она будет выглядеть. Конечно, если застраивать квартал, то дома, которые отказались, будут жить в вечной стройке, непонятно как они будут существовать.
Максим Морозов: В новый Генеральный план Петербурга, который предусматривает развитие города до 2048 года, подано более 11 тысяч поправок. Что может измениться концептуально?
Ирина Иванова: Наверное, опять будем переводить производственную землю в непроизводственную, будем строить жильё. Мы же понимаем, что строительство должно быть. У нас федеральный план — три миллиона квадратных метров в год. Хоть ты тресни, но построй! Меня, как всегда, интересует «зелёнка», чтобы её не тронули. Что касается поправок, то я лично внесла М7, я с этой трассой, которая идёт по Удельному, бьюсь уже, наверное, лет 10.
Ещё Албин обещал, что трасса по Удельному парку никогда не пройдёт, её переведут обратно в зелёные насаждения. А она как была, так и есть.
Удалить парк для того, чтобы построить ещё одну трассу — это, конечно, очень плохо. Что касается Шуваловского парка, там много поправок. Девелоперы хотят уничтожить маленькую зону. Там тоже много засады. С другой стороны, мы понимаем, что без транспорта никуда не деться.
Максим Морозов: Чтобы всё успеть, ещё вопрос про метро.
Ирина Иванова:
Метро — это, конечно, больная тема. Когда я на ПМЭФе подхожу к стенду Москвы и смотрю, что у них 79 станций за два года, у меня волосы шевелятся! А мы с вами говорим о том, что в Петербурге планируется 89 станций до 2050-х годов.
Не строить метро — это означает увеличение числа личного транспорта. Вы понимаете, что это невозможно, потому что мы уже задыхаемся, нам его некуда ставить. Опять же, мы возвращаемся к Генплану, потому что Генплан только на 40% квартир даёт парковочные места. Это снежный ком, который будет вырастать. Давайте, как в Москве строить железную дорогу. На кольцевой дороге уже не хватает места, в некоторых местах она идёт всего в два ряда.
Максим Морозов: В Петербурге в режиме простоя и неполной занятости находятся 150 предприятий. Как можно оценить эту статистику? Судя по всему, ситуация пока не стабилизируется.
Ирина Иванова: Действительно, я пока не вижу, чтобы что-то устаканилось. При этом и огромного роста нет, что тоже, наверное, положительно. Движения к тому, что всё остановлено, нет. Конечно, мы понимаем, что импортозамещение — это страшное дело. Наверное, не каждый может для себя обрисовать цепочку, потому что импортозамещение где-то «подкашивает». Пока цифры не пугают. Простой может быть ещё из-за того, что сейчас летний период, иногда собственникам завода это проще сделать. При этом, сентябрь-ноябрь будут показательными месяцами для того, чтобы говорить: справились мы с импортозамещением или нет.
Максим Морозов: Всех волнует принципиальный вопрос: останутся ли сами производства и рабочие места?
Ирина Иванова: Заводы они с собой не утащат. Мы же понимаем, заводы построены, причём одни из новых. Наш город как Детройт. Автосборка и ещё фармацевтика. Наверное, придётся что-то решать с зарубежными партнёрами для того, чтобы они передали бизнес в управление. Есть трудовые коллективы, а когда есть сохранённый трудовой коллектив — это очень важно. Кстати, об этом всегда говорит Соловейчик. Главное, чтобы трудовой коллектив не ушёл в рынок. Если они уйдут, то, конечно, будет значительно сложнее. Пока это не произошло.
Максим Морозов: Остаётся надеяться, что ситуация будет под контролем. Спасибо, Ирина Владимировна!
Ирина Иванова: Большое спасибо, до встречи!