Максим Морозов: Петербургские депутаты предложили Михаилу Мишустину ужесточить охрану школ. Как сделать её более эффективной?
Андрей Комиссаров: Максим, работа должна быть на упреждение, профилактику, выявление и установление лиц, которые хотят совершить или готовятся к совершению преступления. Можно пойти другим способом, например, ужесточать охрану. Но, во-первых, в детских учебных заведениях оружие запрещено на законодательном уровне, поэтому, хотим мы или не хотим, но сразу отметаем этот вопрос. Дальше – есть куча стандартов, ГОСТов, инструкций и так далее по охране. И мы сталкиваемся с тем, что
охрана занимается бумажной волокитой, меньше половины времени охранник может уделять конкретной работе.
Максим Морозов: Причём это даже не охранник, а скажем так, администратор зала. Это люди, которые практически ничего не могут.
Андрей Комиссаров: Не могут. Больше того, зачастую они боятся, потому что есть уголовная ответственность за превышение необходимой обороны и так далее.
Максим Морозов: Андрей, есть пример США, сейчас, конечно, не модно ссылаться, но в некоторых штатах муниципальные школы заключают контракт с местной полицией, и школы охраняют вооружённые полицейские.
Андрей Комиссаров: Максим, возможность применения оружия у полиции в Америки и возможность на его применения и последствия у полиции в России совершенно разные. У нас зачастую полицейский не будет применять оружие до последнего момента.
Сколько было случаев, когда при задержании преступников полицейские получают телесные повреждения, их избивают. Полицейские боятся применять оружие, потому что опасаются последствий.
Теперь подумайте, не дай бог что-то случится и полиция будет стоять в каждом учебном заведении. А если там пострадают невинные? Во-первых, пострадает и сам полицейский, и его руководство. Я уже не говорю о том, откуда взять деньги. Огромное количество учебных заведений, просто посчитайте, какое количество людей нужно выделять дополнительно. Если мы говорим о том, чтобы увеличить число сотрудников Росгвардии, то это будет огромнейшее вооружённое формирование. Это физически невозможно!
Максим Морозов: Ещё одна тема. Состоялось первое, техническое, скажем так, заседание Общественного штаба по реновации. Что предстоит сделать?
Андрей Комиссаров: Надо вначале определиться, какая цель данного мероприятия? Если цель — очистить привлекательные территории для бизнеса от посторонних с наименьшими затратами, что и было сделано, с видимым привлечением общественности, то это одна цель. Или вторая цель — всё-таки создать комфортные условия для проживания населения.
Хочется отдать должное: депутатам очень «трудно», практически невозможно делать вид, что они не понимают население, не понимают тревог, проблем населения и пытаются создать вид, что они что-то делают.
Потому что есть определённая категория целей и задач: протолкнуть закон. В отличие от депутатов, гражданам есть что терять. И люди пытаются бороться за свои права, за то, чтобы не потерять свою недвижимость.
Максим Морозов: Андрей, как скорректировать закон, чтобы он получился максимально компромиссным?
Андрей Комиссаров: Максим, ничего не надо корректировать. Мы уже с вами говорили, в Москве есть нормальный закон. Возьмите из Москвы, поменяйте название города и сделайте как в столице. Больше ничего не надо. В Москве для населения сделано идеально. Второй момент: для того, чтобы не было этой дурости, для того, чтобы нормальные депутаты бились за интересы людей, а не за свои личные интересы – необходимо просто сделать отчётные периоды для депутатов. Раз в год депутат должен отчитаться, что и как он сделал.
Максим Морозов: И чтобы, кстати, работал механизм отзыва депутата.
Андрей Комиссаров: Нет, не надо отзыва.
Необходимо, чтобы депутат отчитывался перед избирателями в течение года. Есть «косяк», не смог чего-то сделать — всё, уголовная ответственность, лес лобзиком пилить. Если всё хорошо – спасибо, работай дальше.
Работаешь нормально — работай, «косячишь» против интересов народа — ответственность вплоть до уголовной. Но лучше сразу же уголовная, чтобы боялись. Тогда начнётся работа власти!
Максим Морозов: И, наконец, Госдума планирует обязать региональных госслужащих сообщать о склонении к коррупции, причём в пятидневный срок. Почему в пятидневный –непонятно. И если не сообщат, то тоже будет наступать ответственность.
Андрей Комиссаров: Ответственность за ряд преступлений, о которых ты знал, но не сообщил прописана в Уголовном кодексе. В Уголовном кодексе также прописан ряд моментов, когда ты либо подстрекатель, либо соучастник. Все чётко обозначено: что ты должен делать, как и почему. Во-вторых, ситуация следующая: у нас есть 51 статья Конституции, согласно которой, никто не обязывает свидетельствовать против себя, своих близких родственников и так далее. Как в этом законе вы пропишите 51 статью, и как вы её обойдёте? По большому счёту: предложили чиновнику взятку, но на основании 51 статьи он не обязан свидетельствовать против себя самого. Или предложили ему некую коррупционную схему, чиновник отвечает: «А я считаю, что это не коррупционная схема, я считаю, что он пошутил или какой-то бред сказал, поэтому я не сообщил». И как вы будете доказывать?
Максим Морозов: Кстати, очень интересная тема особенности выявления, расследования, доказывания в делах о коррупции.
Андрей Комиссаров: Мне кажется, есть какой-то бред, который частенько возникает среди определённой группы депутатов, который невозможно осуществить. Люди очень далеки от жизни, далеки от практики. Максим, у нас сейчас не совсем простая ситуация в стране, а такое впечатление, что люди не понимают, где, в каком моменте они живут, где они находятся и что они должны делать! Не в тему это, Максим, сейчас этим заниматься! У нас есть более серьёзные и важные вопросы, которые неотлагательно требуют работы Думы, а не вот это.
Максим Морозов: По одной из версий, это делается для того, чтобы ещё проще управлять региональными чиновниками, увольнять их по дискредитирующим основаниям. Андрей, спасибо!
Андрей Комиссаров: Пожалуйста!