Максим Морозов: За год в Петербурге эвакуировали более 90 тысяч неправильно припаркованных автомобилей. В чём основные проблемы? Возможно, следует активнее использовать западный опыт?
Игорь Водопьянов: Мне кажется, что мы идём в соответствии с западным опытом, потому что сделали платную парковку и эвакуируем. Я бы только ещё как-то переписал приложение для телефона, по которому надо платить. Мне кажется, что оно криворуко написано.
Максим Морозов: Что не устраивает?
Игорь Водопьянов:
Я, честно говоря, не могу понять: почему надо выбирать парковочное место для оплаты? Им же нужно просто определить факт оплаты. Почему мне надо искать эту маленькую точечку, именно на неё нажимать? У них же в приложении машина привязана к оплате. Для меня это загадка.
Максим Морозов: Перехватывающие парковки, на твой взгляд, сработали?
Игорь Водопьянов: Мне кажется, что перехватывающей парковки не сработали. Долго и нудно на эту тему все переживали, что-то делали, но я не вижу, чтобы перехватывающие парковки работали эффективно. Если идти по западному опыту, то в западных странах обычно ещё есть внутригородские большие паркинги, а у нас их нету.
Я думаю, что если, допустим, выкопать здоровенный паркинг под Марсовым полем или, например, под Дворцовой площадью – это в целом решило бы много проблем.
Максим Морозов: Несколько лет назад планировали сделать большое парковочное пространство под площадью Восстания.
Игорь Водопьянов: Это утопия была, это кто-то пытался внедрить идею построить там торговое пространство и в рамках этого прикидывался, что будет строить паркинг. Но там такой узел, что ничего невозможно сделать. Или, например, совершенно точно нужен здоровенный паркинг около Московского вокзала, а его нет.
Максим Морозов: Как стимулировать автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт? Допустим, тебя ведь с Porshe не пересадишь на трамвай?
Игорь Водопьянов:
Я иногда езжу на трамвае. И меня до невозможности поразило, что там в прошлом можно было заплатить через ApplePay. Я думаю, что это больше нигде в мире невозможно было сделать. А теперь и у нас невозможно.
Максим Морозов: Игорь, трудности – временные, как говорят. Как в целом пересадить автомобилистов на общественный транспорт?
Игорь Водопьянов: Мне кажется, никак. В целом, мой опыт использования трамвая говорит о том, что он крайне не ритмично ходит. Если бы он ходил поритмичнее, я бы, может, и почаще им пользовался. И ещё,
я думаю, что нужно помножить на ноль большинство велодорожек в центре города. Нужно просто посмотреть, если по ней никто не ездит, то зачем она нужна? А целую полосу движения отобрали!
Максим Морозов: Ещё одна тема — реновация, сопряжённая, как шутят, с депортацией. Депутаты разрешили переселять жильцов дальше своего района. Судя по всему, назревает большой скандал.
Игорь Водопьянов: Слушай, мне кажется, что это достаточно сложная проблема, потому что петербуржцы – люди упёртые. Мы же знаем, как трудно расселять коммунальные квартиры, а тем более, расселить целый дом. Обязательно же будет какая-нибудь бабушка, которая живёт там всю жизнь и хочет умереть именно в этом разваливающемся доме. Я думаю, что скандалы неминуемы точно при любом законодательстве. Такой вот мы, петербуржцы, вольнолюбивый народ!
Максим Морозов: При каких условиях реновация могла бы стать выгодной для девелоперов?
Игорь Водопьянов: В целом же, понятное дело,
для того, чтобы что-то построить на месте сносимого дома, нужно построить примерно один квадратный метр для того, кого ты выселяешь оттуда, и ещё один квадратный метр, допустим, для продажи. Таким образом, получается, по моим оценкам, на данный момент реновация эффективна там, где можно продавать квадратный метр минимум за 250 тысяч рублей.
Максим Морозов: Это центр города.
Игорь Водопьянов: Это точно не Сосновая Поляна, мне кажется. Хотя, бог его знает. Сейчас с ценами уже ничего не понятно.
Максим Морозов: Законодательную базу приняли, но насколько девелоперам будет интересно участвовать в программе?
Игорь Водопьянов:
У нас принимают законодательную базу, а там – хоть трава не расти, потому что законы принимают одни люди, а с трудом стараются жить по ним — другие.
Посмотрим, как всё будет развиваться.
Максим Морозов: А тебе, как практикующему девелоперу, было бы интересно принять участие в программе реновации?
Игорь Водопьянов: Неа. Я представляю, какое количество трудностей будет на этом пути. Ещё и с милыми жителями нашего города придётся иметь трудное и долгое общение.
Максим Морозов: Наша постоянная рубрика «Новости импортозамещения». Например, Nokian Tyres, предприятие которого находится во Всеволожске, принял решение покинуть российский рынок. Список, к сожалению, пополняется. Появились у тебя панические настроения?
Игорь Водопьянов:
Панических настроений у меня нет, потому что я уже очень давно веду бизнес в городе Петербурге, тут нервы уже как стальные канаты.
Как сказал один крупный чиновник, программа импортозамещения затруднена тем, что невозможно купить импортные комплектующие. Мне кажется, идея о том, что мы самовыпилимся из всей мировой экономики, не дебютная. Ни одна страна в мире не может сама всё производить. Вообще, я читал экономическую теорию, что такие замкнутые экономические системы могут быть только при населении в районе 500 миллионов человек. Но нас-то всего 130, и мы не сможем сделать замкнутую экономическую систему. Всё равно нам придётся взаимодействовать с другими странами. В большей или в меньшей степени. Я думаю, надо взаимодействовать в оптимальной степени, то есть что-то нам точно не надо производить, а что-то производить стоит. Если бы у нас были чисто рыночные отношения, то они бы, наверное, сами выровняли эти пропорции – что надо, а что не надо. Но так как они у нас не чисто рыночные, а осложнены многими дополнительными событиями, наверное, каким-то волевым путём правительство нам будет говорить «вот это мы производим, это не производим». Что-то у нас будет получаться производить, что-то получаться не будет. Но, в общем, какая-то жизнь будет.
Максим Морозов: Игорь, на твой взгляд, на бытовом уровне, к чему всё идёт?
Игорь Водопьянов:
На бытовом уровне импортозамещение будет заключаться в следующем: раньше ты дёшево покупал хорошее, а теперь ты дорого будешь покупать плохое, вот и всё.
Снижение цен возможно только в одном случае — в случае конкуренции. Если мы, так сказать, закрываем поступление импорта, то это приведёт к снижению конкуренции. Снижение конкуренции приводит к тому, что производители поднимают цены. Простая экономическая логика.
Максим Морозов: Игорь, с тобой, как всегда, не поспоришь. Спасибо!
Игорь Водопьянов: Спасибо тебе! Пока.