В Древнем Риме моду на зелёный вводит император Нерон: его одежда для театра или ипподрома почти всегда зеленая, а любимый камень, конечно, изумруд.
С XII века зелёный окончательно становится религиозным цветом ислама, чья символика перекликается с символикой рая, счастья, богатства, воды, неба и надежды.
В Европе же куртуазная светская литература сделала зелёный цветовой эмблемой не только растительного мира, но также юности и любви. А рыцарство отвело ему особое место в странствиях и турнирах. Рыцарь в зелёном всегда юн, безрассуден и влюблён.
Литературная игра того времени утвердила мнение, что зелёный (благодаря образу сада) – это цвет природы. Средневековый воображаемый сад всегда обнесён оградой и является замкнутым пространством. Доступ в него закрывают врата. Чтобы преодолеть их нужно пройти несколько испытаний: победить дракона, сразиться с сильным противником. В самом саду – множество деревьев и цветов, а в центре – обязательно фонтан, а также галереи, беседки, аллеи и террасы, в окружении пряных и лекарственных растений.
Планировка сада строго регламентирована согласно символике четырёх сторон света. Там обитает множество птиц и животных, а также фантастические твари: единороги, грифоны и фениксы. Прообразом этих литературных садов, конечно же, стал Сад Наслаждений из Книги Бытия. Поэтому в каждом саду есть дерево познания Добра и Зла, плоды которого срывать запрещено. И зелёный несуществующий сад на долгие века становится символом отдохновения и радости.
При этом на закате средневековья устанавливается жёсткая связь между цветом и моралью, а зелёный попадает в группу аморальных цветов. Зелёными становятся дьявол и демоны, его спутники и слуги. Ведьмы и колдуньи обязательно имеют зелёные глаза и все яды и отравы, которые они изготавливают, также зелёного цвета.
Зелёный цвет надолго обесценен и воспринимается как легкомысленный, аморальный и каждый добрый христианин должен от него воздерживаться.
Только в середине XIX века будет создан искусственный краситель ультрамарин, который изменит живописную палитру художников, благодаря новаторству импрессионистов. Однако Василий Кандинский остаётся злейшим врагом зелёного, называя его пассивным и сравнивая его с «толстой неподвижной коровой, которая способна только жевать жвачку и смотреть на мир глупыми, тупыми глазами».
Зелёный в европейской традиции так никогда и не станет модным цветом, а уж от роскоши он бесконечно далёк. Но изумруды – это другое!