Итак, закрыться на карантинную неделю решили почти все автопроизводства. В Петербурге уже не работают Nissan и Hyundai, останавили конвейер «АвтоВАЗ», Renault, Peugeot и Citroen, Ford, КАМАЗ, калининградский «Автотор», а также Volkswagen, у которого закончились импортные компоненты.
Уровнем ниже, то есть среди дилеров, ситуация разная. Те, у кого в автосалонах и до эпидемии было как при карантине, работу прекратили. Например, в Петербурге закрыты салоны Пежо и Ситроен, среди премиальных марок не попасть в центры Volvo и Jaguar. Часть дилеров консультирует людей удаленно, часть - в раздумье: например, сервис Рено работает, но на всякий случай запись на дальнейший ремонт ведет только с 25 апреля, не зная, закроются они или нет.
Конечно, главный удар придется по экономике: простой обойдется автопроизводствам в сотни миллионов рублей, а вот дефицита автомобилей ждать стоит вряд ли. Российский рынок и без всяких эпидемий находился на спаде, а заводы работали, что называется, на склад.
Куда страшнее коронавируса, который рано или поздно будет побежден, обвал курса рубля, а значит гарантированный и долгосрочный рост цен на все, включая автомобили. Об изменении прайс-листов в России уже объявили 17 автоконцернов. Люди, особенно после заявлений президента о налоге с вкладов, в очередной раз бросились сбрасывать сбережения (а говорят плохо живем!): например, дилеры Kia в Петербурге в марте фиксировали рекордный спрос на свои модели.
Не надо быть аналитиком, чтобы понимать: в 2020 году мировой автопром накроет кризис. У глобального рынка есть шанс откатиться на 7-10 лет назад. В России пессимистичные прогнозы уже квалифицируют как умеренно-позитивные. В целом, форс-мажорная ситуация на уровне планеты может привести к радикальному пересмотру системы производственных и рыночных связей. Так, чтобы один чихнувший уборщик на заводе запчастей в Китае, не останавливал всю автомобильную отрасль на трех континентах.