Несмотря на все надежды, в 2019 году автомобильный рынок России продолжил падение. Причем эксперты уже перестали во всем винить кризис 2014 года. За пятилетку стагнации стало понятно, что тяжелая ситуация - следствие макроэкономических факторов: уменьшение численности рабочих, падение реальных доходов населения, а также снижение мировых цен на нефть и повышение ставок налогов и сборов, которые активно влияют на рост цен.
Президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев не стал приукрашивать: по его словам, продажи новых автомобилей в 2020 году упадут еще на 8%, а единственной позитивной составляющей может стать вторичный рынок, куда продолжают перетекать клиенты. В некоторых регионах нашей страны на 3 проданные новые машины приходится 46 подержанных.
Отсутствие денег у покупателей на новые автомобили автоматом создает проблемы для официальных дилеров, которые продолжают закрываться. В 2019 году отрасль не досчиталась 80 автосалонов. Правда для тех, кому посчастливилось выжить, уход конкурентов пошел на руку: количество проданных машин на один автоцентр почти не меняется уже несколько лет и составляет чуть менее 500 единиц.
А вот у автопроизводителей другая напасть. Распространение коронавируса оборвало цепочки поставок компонентов, часть из которых приходит как раз из Китая. В той или иной степени зацепило многих — от КАМАЗа до Hyundai. Хотя на падение спроса заводы, конечно, тоже реагируют. Например, Nissan из-за спада продаж уже перевел на работу в одну смену петербургское производство.
О не лучшем финансовом состоянии граждан говорят и косвенные показатели. С 35 до 60% возросла доля автомобилей, купленных в кредит. Страховой рынок потерял ¾ компаний, занимающихся ОСАГО, а лизинг для физлиц так и не стал массовым. Учитывая, последнюю ситуацию с курсом рубля, рассчитывать на рост авторынка перестали даже оптимисты.