Уверенный старт продаж автомобилей в начале 2019 года к весне сменился стагнацией, а затем и вовсе ушел в отрицательную зону. Так что к августу рынок показывает пока небольшой, но отчетливый «минус» в статистике продаж. Если дела пойдут также и дальше, то заветная планка в два миллиона проданных машин переносится в лучшем случае еще на год.
Если смотреть по брендам, то десятка лидеров чувствует себя более-менее уверенно. Подкачал только «Ниссан», провалившийся на 18% с начала года — почему-то обновление главных бестселлеров не сработало.
На лицо и классовое расслоение. Наряду с «Ладой», а также «Логанами», «Солярисами» и «Поло Седанами» в лидерах рейтинга сразу после бюджетников идут Mercedes и BMW. На четверть увеличили продажи Porsche и Volvo, а вот Jaguar и Lexus на те же цифры ушли в минус.
Захват нашего авторынка не состоялся и у китайских товарищей. Большой минус у Lifan, Foton, Zotye, FAW и Changan. Как только китайцы подтянули качество, а вместе с ним и цены, спрос полетел вниз. Хотя исключение есть и здесь: построившая в России завод марка «Хавейл» собирает урожай - +230% с начала года.
Если смотреть по моделям, то в недосягаемый отрыв ушла отечественная «Лада Гранта» - почти 75 000 машин за семь месяцев. Это сразу плюс 40% к продажам прошлого года. Старшая «Веста» отстает на десять тысяч машин, хотя в прошлом году было наоборот.
В ожидании кроссоверов «Рено Аркана» и «Киа Селтос» сдали позиции «Солярис» и «Рио». Рейтинг самых продаваемых моделей России впервые покинули вседорожники Nissan X-Trail и Mazda CX-5. На гране вылета и Chevrolet Niva. Зато набирает обороты Skoda Kodiaq.
В общем, ситуация на авторынке России зависла в зоне неопределенности. Скорее всего в таком состоянии она будет пребывать еще не один год — эксперты не видят ни одного драйвера роста на ближайшее время. Правда с учетом всего пережитого - и очередного обвала пока не ожидают.
Бренды, имеющие в России заводы, надеются на продление госсубсидий, без поддержки которых прожить уже сложно. Ну а покупатели в России традиционно разделились на два лагеря — скупающих «Лады» и скупающих «Мерседесы». Так и живем.