Практически все знают, что ГАЗ-АА — это лицензионная копия американского грузовичка Ford. После Первой мировой войны Соединенные Штаты в промышленной гонке вырвались вперед, а потому почти все технологические достижения вывозились оттуда. Первые машины в СССР начали собирать в 1930 году из американских комплектов, а уже в 1933-м в «полуторке» не осталось ни одной иностранной детали. На заметку современным локализаторам.
Помимо прочего, машина получила массу модификаций, в том числе более мощный 50-сильный мотор. Однако с началом войны требования изменились. Из-за нехватки ресурсов «полуторки» стали выпускать без передних тормозов, с одной фарой, без дверей и с одним откидывающимся бортом. Конечно, не было в машине и никакой печки. Интересно, что двигатель машины был настолько неприхотлив, что мог ездить даже на осветительном керосине. Кроме того, существовали версии с газогенератором, благодаря которому «полуторка» могла передвигаться на дровах.
Как не сложно догадаться, «полуторкой» машину прозвали за полуторатонную грузоподъемность. Однако грузили её не полностью, привязывая сзади дополнительные сани, чтобы распределить нагрузку на льду. В блокадный Ленинград одна машина везла около 10 000 пайков. На обратном пути вывозила обессиленных людей.
Дорога по льду Ладожского озера длиной около 30 км была сверхопасна. Одной расчищенной полосы хватало на неделю-две, после чего её делали заново на другом участке. И это не считая регулярных обстрелов колонн вражеской авиацией и артиллерией. Проваливающиеся под лёд машины не спасали — останавливаться колонне было нельзя под угрозой расстрела. Поэтому шоферы не закрывали двери кабины, а в бак заливали минимальное количество топлива. Особенно тяжело было ночью или в метель — ехали без фар по специальным маякам и регулировщикам. Главная беда — 30-40-градусный мороз. Ремонт «полуторки» по дороге подожженными бензином руками — не преувеличение поэтессы Ольги Берггольц, а задокументированный факт военных санитаров.
За первую зиму блокады на Дороге Жизни погибло свыше тысячи машин. А в общей сложности за всю блокаду утонул каждый третий грузовик. И всё же подвиг водителей спас сотни тысяч жизней ленинградцев. Памятник «полуторке» сегодня можно увидеть на 10-м километре Дороги Жизни в Ленинградской области, а познакомиться с настоящей машиной, например, — в музее-панораме «Прорыв» на Мурманском шоссе.