В начале 30-х молодой Советский Союз заключает контракт с компанией Ford, результатом которого является постройка завода ныне известного как ГАЗ. В цехах предприятия начинается выпуск локализованных моделей Ford Model A и грузовика AA. Последний и превратится в легендарную «Полуторку» - самую массовую отечественную машину первой половины XX века. На ней будет строиться все хозяйство новой страны, а в войну совершаться подвиги.
Не менее популярным станет грузовик ЗИС-5, который получит прозвище «Трехтонка» или «Захар Иванович». Именно на модернизированной базе этой машины будет построена знаменитая «Катюша». По своей сути ЗИС-5 является ни чем иным, как полностью локализованным и чуть улучшенным американским грузовиком Autocar Dispatch SA.
С середины 30-х годов в СССР массово выпускается и другая модель Ford – Model B, которая в переработанном виде получит название М1 или народное «Эмка». Во время Великой отечественной войны машина будет использоваться как штабная.
В 1940-м году военные США размещают заказ на создание легкого разведывательного внедорожника. Три компании – Bantam, Willys и Ford – представят однотипные автомобили, а итоговый заказ в конце концов получит Willys. Информация об интересной машине попадет на стол военного руководства СССР, которое даст поручение создать прямой аналог американского «джипа». Так в Красной армии появится ГАЗ-64, а чуть позже ГАЗ-67.
Уже после войны наши инженеры начнут осваивать немецкую трофейную технику.Opel Kadett превратится в первый «Москвич», а на основе технических решений и внешности Opel Kapitan будет создана знаменитая «Победа».
В общем-то, вплоть до сегодняшнего дня основная концепция развития отечественного автопрома не изменится – освоение и модернизация под российские условия импортных моделей. «Запорожцы», «Жигули», а также «Москвичи» и «Волги» - все это результат либо прямой локализации иностранных моделей, либо адаптация западных решений. Но об этом в другой раз.